Что означает «лары»? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к верованиям древних римлян. У них был целый ряд божеств, которые покровительствовали домашнему очагу. Среди них находились и лары, значение которых в древних верованиях будет раскрыто в данной статье.
Блюстители норм
В римской мифологии лары – это божества, которые изначально являлись покровителями коллективов, а также земель, на которых те проживали. Как правило, их почитали как единое целое. Им поклонялись как отдельные фамилии, так и соседские и гражданские общины.
Считается, что культ этих божеств выводился римлянами из культа мертвых. Фамильные лары связывались с домашним очагом, семейными трапезами, с рощами и отдельно стоявшими деревьями, которые посвящались им в усадьбе.
К ним часто обращались за оказанием помощи в различных жизненных ситуациях. Такими могли быть, например, роды, обряд инициации, бракосочетание, смерть. Люди верили, что они стоят на страже соблюдения традиционных норм, касающихся отношений между членами семейства, и наказывают их нарушителей.
Рабы считали, что лары могут покарать господ, которые обходятся со слугами слишком строго. Поэтому они обращались к ним за защитой от гнева хозяев. Они молились им у домашнего очага либо у специального алтаря ларов. Верховным жрецом культа этих божеств был глава фамилии.
За добрососедские отношения
Другая сторона жизни римлян, которой покровительствовали лары, – это добрососедские отношения – как между общинами, так и внутри них. Для их почитания на перекрестках сооружали святилища с отверстиями. Число этих отверстий равнялось числу усадеб, которые примыкали к перекрестку. Главы семейств развешивали здесь кукол и шары из шерсти. Первые из них изображали свободных членов семейства, а вторые – рабов.
Некоторые исследователи рассматривают подобный ритуал, как трансформацию предшествовавшей практики принесения ларам как хтоническим (олицетворявшем силы подземного мира) божествам человеческих жертв. Здесь просматривается их связь с Ларентой, отождествлявшейся с их матерью. Ей в виде жертвы преподносили бобовую кашу, маковые головки, а возможно, и людей.
Эти лары назывались компитальными. Это наименование образовано от латинского существительного Compitum, что значит «перекресток». Когда новобрачная переходила в фамилию и соседскую общину, к которой принадлежал ее муж, она приносила монеты домашним и компитальным ларам. В честь последних проводились празднества, именуемые компиталиями.
Демократичный праздник
Во время него проводились общие трапезы, сопровождаемые весельем. Это были шутки, песни, пляски, состязания с вручением призов. Так как в увеселениях принимали участие свободные люди и рабы, оно было самым демократичным из всех римских праздников. Его связывали с Сервием Туллием, шестым царем Древнего Рима, которого называли народолюбцем. Считалось, что он был сыном лара и рабыни.
Культ компитальных божеств обслуживался коллегиями плебеев и рабов. В 12 веке до н. э. он был реформирован Августом, который объединил коллегии плебеев, вольноотпущенников и рабов в каждом из кварталов Рима и в других городах с культом собственного гения. Однако в имениях и в домах лары по-прежнему почитались теми же коллегиями, что продолжалось вплоть до полного исчезновения языческих культов.
При этом оба вида рассматриваемых божеств нередко изображались одинаково: фамильные и соседские лары – это были, например, два юноши в собачьих шкурах, сопровождаемые собаками. Они символизировали бдительных хранителей очага, общины и земли.