Система государственного управления является специфическим видом правительственной деятельности. Она имеет свои особенности, которые позволяют отличить ее от прочих проявлений власти (например, судебной, исполнительной или законодательной), а также от другой управленческой деятельности различных общественных объединений и прочих формирований (коммерческих структур, трудовых коллективов и прочих). Структура государственного управления считается разновидностью социального регулирования. С ее деятельностью традиционно связывают образование особой юридической отрасли – административного права.
Термином "система государственного управления" достаточно широко пользуются многие авторы зарубежной и отечественной научной литературы. Кроме того, это определение присутствует и в законодательстве разных стран. В России этот термин употреблялся более семидесяти лет, существовали конституционные основания для обособления этого вида правительственной деятельности. В Конституции РФ в 1993-м году это определение было заменено сочетанием "исполнительная власть". Основной Закон страны провозгласил принцип, в соответствии с которым власть разделена на три ветви. Таким образом, выделяют судебную, законодательную и исполнительную ветвь.
В связи с этим, особый интерес для многих авторов представляет соотношение государственного управления и исполнительной власти.
Каждая деятельность включает в себя решение, исполнение (реализацию) и контроль над исполнением. Система государственного управления в России до восьмидесятых годов была разделена на правительственные и судебные органы. При этом каждая ветвь в той или другой степени выполняла правительственные задачи. Так, цели государственного управления, которые выполняли органы правительственной власти, состояли в решении особенно важных вопросов, касающихся политической и общественной жизни страны. Эта ветвь власти осуществляла принятие законов, их исполнение. Судебные же органы исполняли законоохранительные функции.
Существуют определенные признаки, которые характеризуют роль и место, которое занимает система государственного управления в рамках разделения властей. Так, определено, что эта деятельность обладает исполнительно-распорядительным характером. Основным направлением считается проведение подзаконных актов и законов в жизнь. Эта цель реализуется при помощи необходимых юридических полномочий (распорядительства).
Необходимо отметить, что государственное управление считается прерогативой специальных субъектов. Оно осуществляется в ходе непосредственного и повседневного руководства социально-культурным, хозяйственным, а также административным и политическим строительством. Непосредственность связана с тем, что именно в организационном подчинении (ведении) органов госуправления включено основное количество объектов собственности. Таким образом, выражалось качество правительства как владельца основных производственных средств.
Вместе с этим государственное управление считается деятельностью подзаконной. Оно осуществляется во исполнение и на основании закона, являясь при этом вторичным относительно законодательной деятельности.
К этим признакам нужно добавить и некоторые специфические характеристики. Так, например, в их числе иерархичность (субординационность, вертикальность) системы госуправления, право на реализацию властных юридических полномочий во внесудебном (административном) порядке. Кроме того, имеет место и предусмотренная действующим законом возможность осуществлять административное правотворчество.