В исламе ширк - это грех в виде практики идолопоклонства или многобожия, то есть обожествления или поклонения кому-либо или чему-либо, кроме единственного Бога, то есть Аллаха. В буквальном смысле это означает установление «посредников», стоящих между человеком и Богом. Это порок, который противоречит добродетели Таухида (монотеизма). Тех, кто практикует ширк, называют мушриками. Проще говоря, мушрик - это язычник. В исламском праве ширк как преступление может быть отнесен только к мусульманам, поскольку только мусульманин несет юридическую ответственность за подобное вероотступничество.
Этимология
Слово širk происходит от арабского корня Š-R-K (ش ر ك) с общим значением «делиться». В этом контексте мушрик - это тот, кто «разделяет» силу и величие Аллаха с другими сущностями или людьми, выполняющими роль посредников.
Исламские комментаторы Корана подчеркивали, что доисламское арабское идолопоклонство почитало нескольких богинь (наиболее запоминающиеся из них - аль-Манат, аль-Лат и аль-Узза) как равных соратниц Аллаха. Потому мушрик - это прежде всего многобожник, идолопоклонник.
Другие грехи
Другие формы идолопоклоннического греха в исламе включают поклонение богатству и другим материальным объектам. Об этом говорится в Коране в одной из историй о детях Израиля, сотворивших Золотого тельца в качестве идола, за что Моисей приказал им покаяться.
Другая форма идолопоклонничества, упомянутая в Коране, заключается в обожествлении духовных лидеров, гуру, пророков (кроме Мухаммеда). Люди, идущие за лже-пророками - это мушрики. Они фактически приравниваются к язычникам и вероотступникам.
Средневековые мусульманские (а также иудейские) философы отождествляли веру в Троицу с ересью ширка. Ибо согласно мусульманским верованиям Аллах един и ему не нужны посредники.
Партнеры Аллаха
В богословском контексте человек грешит, связывая какое-то меньшее существо с Аллахом. Этот грех совершается, если представить, что у Бога есть партнер, которому можно поклоняться. Что сказано в Коране? То, что Аллах не прощает, когда ему присваивают неких духовных партнеров или «соратников», но при этом он прощает все, что угодно, кому угодно. Однако присваивание ему партнеров, как делают мушрики в исламе, является одним из самых тяжких проступков. Границы концепции идолопоклонничества довольно гибки, и богословы часто описывают чрезмерное почитание какого-либо артефакта здесь, на Земле, как пример поклонения идолам. Некоторые ортодоксы из числа исламистов, к примеру, утверждают, что правоверные, поклоняющиеся Каабе в Мекке, - это мушрики.
Атеизм
Атеизм также воспринимается мусульманами как уклонение от истинной веры, потому что он отрицает положение Аллаха как уникального создателя и носителя Вселенной (Таухид ар-рубубийя, Единство Господства), а люди, которые заявляют, что являются атеистами, наказываются в мусульманских странах. Точно так же акт уклонения распространяется на такие вещи.ю как представление о том, что Бог обладает человеческими антропоморфными качествами, а также акты поклонения или благочестия, внутренняя цель которых - гордость, каприз или желание общественного восхищения, хотя публичная молитва - это основной исламский аспект веры, поддерживаемый и восхваляемый в Коране.
Другие авраамические религии
Статус «народа Книги» (ахл аль-китаб), особенно евреев и христиан, в отношении исламских представлений о неверии не является четким. Чарльз Адамс пишет, что Коран упрекает «людей Книги» в том, что они отвергают послание Мухаммеда, хотя они должны были первыми принять его как обладатели более ранних откровений. Мусульмане особенно выделяют христиан за пренебрежение к концепции единства Бога. Стих 5:73 Корана («Конечно, они не верят [Кафара], кто говорит: Бог - третий из трех») среди других стихов традиционно воспринимается в исламе как отказ от доктрины христианской троицы, хотя современная наука предлагает альтернативные толкования этого отрывка.
Другие стихи Корана категорически отрицают божественность Иисуса Христа, сына Марии, и упрекают людей, которые относятся к Иисусу как к Богу, обещая всем христианам вечное наказание в аду. Коран также не признает статус Иисуса как Сына Божьего или самого Бога. При этом мусульмане уважают его как пророка и посланника Всевышнего, посланного детям Израиля.
Исторически "люди Книги" (иудеи и христиане), постоянно проживающие под исламским правлением, имели право на особый статус, известный как дхимми. Им разрешалось исповедование их религии, но они были вынуждены платить за это специальный налог.