Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…
Нормы речевого развития
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.
Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:
- Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
- Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
- Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
- Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
- Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
- Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
- С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.
Причины
Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:
- Нарушение звукопроизношения.
- Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
- Темп и ритм речи нарушены.
- Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.
Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.
- Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
- Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.
Что должно беспокоить
Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.
Что должно беспокоить родителей:
- У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
- Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
- Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
- В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.
Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.
Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.
Способы коррекции
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.
Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.
Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:
- Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
- Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
- Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
- Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
- Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
- Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
- Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
- Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
- Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
- Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.
Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.
Рекомендации логопедов
Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:
- Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
- Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
- Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
- Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
- Учите стихи с ребенком.
- Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х - 3-х лет.
- Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.
Когда обращаться к логопеду
- Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
- Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
- Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
- В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
- Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».
- Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
- Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.
Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.