С древних времен поющие чаши использовались на Востоке для медитации и исцеления звуком. В своем происхождении они сродни колоколу, другие их названия — гималайские чаши, рин или судзу. В отличие от других инструментов подобного рода, они никак не закрепляются и при использовании свободно стоят на руке. При этом звуки, которые появляются из тибетских чаш, сложно сравнить с чем-либо другим: они уникальны в своем роде и обладают целительным эффектом для тела и души. Рассмотрим более подробно, как пользоваться поющей чашей и как правильно ее подобрать.
Для чего нужны поющие чаши
Это не просто инструмент, в нем заложен гораздо более глубокий смысл, нежели просто получение звуков для удовольствия. Поющие чаши Тибета оказывают благостное влияние на организм человека, помогая корректировать многие хронические заболевания и психологические расстройства, используются в духовных практиках, во время медитаций. Вот краткий список полезных свойств звуковых вибраций гималайских чаш:
- избавление от проявлений невроза, депрессии, нормализация эмоционального фона;
- благотворное влияние на кровяное давление;
- улучшение общего состояния организма: нормализация обмена веществ, избавление от астении и слабости, регуляция менструального цикла у женщин;
- при массаже чашами: мышечная релаксация, устранение спазмов;
- на уровне тонкой энергии — возможность привести к балансу чакры, урегулировать потоки внутренней энергетики тела.
Чтобы понять, как использовать поющие чаши, разберем более подробно, что они собой представляют и как работают.
Легенды о поющих чашах
Одна из версий происхождения тибетских чаш гласит, что раньше по свету бродили странствующие монахи, которые носили с собой металлическую посуду для подаяний, куда добрые люди складывали деньги, рис и овощи. Каждое такое подаяние должно было встречаться с огромной благодарностью и молитвой. Через эту благодарность они достигали просвещения и любви к окружающему миру. А звук, который позднее стали извлекать из металлических чаш, считается символом духовного единения со всем живым.
Вторая легенда, мистическая, гласит, что в древности тибетские ламы могли в трансе общаться с могущественными духами, которые дали людям знание о священном предмете в форме чаши, которые позволили бы общаться с высшими существами и достигать просветления. Духи назвали семь металлов, из которых можно было изготовить чашу, но полученные инструменты не вызывали связи с Космосом, тогда монахи снова направили духам свои молитвы. В ответ над горой Кайлас произошел метеоритный дождь, и ламы догадались использовать метеоритное железо в сплаве — так появились настоящие магические чаши.
Описание инструмента
Тибетская поющая чаша внешне напоминает глубокую миску или тарелку, сделанную из металла. Они всегда идут в комплекте со специальным деревянным стиком, похожим на пестик или колотушку, который необходим для того, чтобы получать звуковые вибрации.
Раньше чаши изготавливали из бронзы с примесью благородных металлов и сплавов — это благотворно сказывалось на их звучании, при этом процесс изготовления полностью выполнялся вручную. При использовании поющих чаш, изготовленных в наши дни, можно обратить внимание, что качество звука не такое глубокое, как у инструментов, сделанных в старину, однако при этом они не теряют своих положительных свойств.
Существует традиция наносить на чаши священные буддийские символы, такие как знак «Ом», мантры на санскрите и другие.
Размер чаши может быть от 10 сантиметров до метра и более. Чем она больше, тем ниже издаваемый звук. В продаже чаще всего можно встретить чаши маленького или среднего размера.
Виды поющих чаш
Можно разделить тибетские чаши на три основные группы, каждая из которых обладает своими характеристиками и признаками.
К первой относятся кованые чаши. Они выполняются по традиционной технологии, и, обучаясь тому, как пользоваться поющей чашей, лучше всего постараться приобрести именно такую разновидность. Их энергетика гораздо сильнее, а положительный эффект можно будет заметить быстро.
Традиционными считаются также литые чаши. Их отливают по той же технологии, что и колокола. Качество таких чаш напрямую зависит от сплава, из которого они выполнены. Таким способом сделано большинство современных сувенирных чаш, которые можно приобрести в магазинах. Однако такая распространенность именно литого способа изготовления не обозначает, что они теряют в своих качествах. Среди таких чаш можно встретить достойные экземпляры, которые можно использовать в целительных и медитативных практиках.
Более поздняя, модернизированная разновидность поющих чаш — хрустальные. Их делают из спрессованного горного хрусталя. Несмотря на то что они издают интересное мелодичное звучание, в традиционных восточных практиках их не используют.
Как правильно выбрать чашу
Если вы определились, что хотите досконально разобраться в том, как пользоваться поющей чашей, и решили самостоятельно опробовать восточные практики с ее использованием, необходимо обзавестись личным инструментом. Не рекомендуется брать чашу напрокат или заимствовать у кого-то — важно привыкнуть к своему первому инструменту, прочувствовать его энергетику и позволить вступить в гармонию с собственным энергетическим полем.
Для начинающих лучше всего подойдет чаша среднего размера — примерно 20 сантиметров. Считается, что играть на ней удобнее всего. Рекомендовано начинать именно с такого размера, а затем уже подбирать чаши в зависимости от желаемого тембра и возникающих предпочтений — понимание таких моментов придет с практикой.
Выбирать чашу лучше всего в магазине, где есть возможность самостоятельно ее протестировать, услышать звучание, подержать в руках. Не стоит искать в интернет-магазинах — результат может разочаровать.
При покупке поющей чаши обязательно узнайте, из какого материала она изготовлена. Большинство традиционных чаш сделаны из меди, большая удача найти инструмент из сплава с драгоценными металлами — однако такие чаши гораздо дороже.
При покупке лучше отдать предпочтение изделиям, изготовленным в Непале, именно оттуда поступает большинство качественных чаш. Сувенирные инструменты, изготовленные в Европе или Китае, лучше не использовать, качество звука может быть низким.
Как использовать чашу
Итак, вы приобрели инструмент, который полностью устраивает вас тембром звучания и привлекает внешне. Пора разобраться, как пользоваться поющей чашей.
Для начала необходимо правильно взять ее в руки. Для этого вытяните левую руку ладонью вверх, поставьте на нее чашу. Пальцы не должны касаться стенок инструмента. Ничто не должно мешать извлечению звука, стенки должны свободно вибрировать. Если взять чашу за стенку, то она не будет издавать звуков.
В другую руку возьмите стик-резонатор. Обратите внимание, что он должен подходить по размеру: обычно необходимый резонатор поставляется в комплекте с чашей. Это две составляющие одного инструмента, которые должны быть настроены друг на друга.
Крепко держа резонатор за ручку, расслабив запястье, нужно легко ударить по краю чаши и начать двигать стик по краю инструмента. Резонатор нужно держать параллельно краю, сильно ударять об инструмент не нужно, но и слабый удар не принесет никакого эффекта: со временем получится выработать нужную силу удара, с помощью которой получится добывать чистый и красивый звук.
Разбирая, как использовать тибетскую поющую чашу, нельзя не обратить внимание на один из аспектов. Можно извлекать звук путем короткого удара о край бортика и слушать затухание волны, а можно водить резонатором по ободу, вызывая долгий, протяжный и погружающий в глубины медитативного созерцания звук.
Изменяя угол расположения стика и силу нажима, можно извлекать звуки различной выраженности и интенсивности, создавать гармоничные сочетания.
Очищение пространства
Очень часто практикуется использование тибетских поющих чаш для очищения пространства: считается, что подобный звук очищает энергетику в доме, улучшает настроение и самочувствие тех, кто в нем живет, создает защиту от негативных влияний извне.
Для того чтобы очистить дом позитивными вибрациями инструмента, поочередно обходят все углы дома, играя на поющей чаше. Идти следует медленно и обращать пристальное внимание на качество звука — если где-то он становится тихим и тусклым, нужно уделить этому месту больше внимания, там возможен застой негативной энергетики. Можно поставить туда емкость с соленой водой или зажечь ароматическую свечу.
При переходе из комнаты в комнату нужно трижды ударять резонатором о бортик чаши. Обязательно следите за тем, чтобы звучание не прекращалось все то время, что происходит очистка помещения.
Медитация с чашей
Еще один важнейший вариант, позволяющий понять, как пользоваться поющей чашей — медитация. Этот процесс помогает восстанавливать душевные силы, обретать равновесие и познавать самого себя.
Пошаговая медитация:
- Найдите уединенное, спокойное место, где вас никто не потревожит.
- Сядьте на колени или в позу лотоса, возьмите чашу в руки, закройте глаза.
- Начинайте медленно играть на чаше, пристально вслушиваясь в звук. Крайне важно, чтобы вибрации звука полностью занимали сознание, нельзя позволять мыслям отвлекаться на что-либо.
- В конце медитации можно пропеть любимые мантры.
Продолжительность медитации при первых сеансах составляет 10–15 минут, затем нужно учиться задерживать внимание на звуке чаши дольше и дольше. В качестве вспомогательных средств можно использовать благовония или эфирные масла, помогающие сосредоточиться (рекомендуются ароматы ладана, лаванды, мирры).
Отзывы об использовании
Большинство тех, кому довелось использовать поющие чаши в своей духовной и повседневной практике, положительно описывают этот инструмент, отмечая интересный духовный опыт, открывшийся после подобных упражнений.
Также весьма положительно отзываются о чашах те, кому довелось испробовать на себе массаж с использованием удивительных звуковых вибраций.
Особенно много позитивных отзывов поступает от тех, кто приобретал чаши непосредственно в Непале или нашел инструменты, произведенные в этой стране — считается, что они издают наиболее совершенный звук.
Тибетские поющие чаши — инструмент загадочный и уникальный. С их помощью можно погрузиться в интереснейший мир самопознания, медитации и очищения души.