«По полю танки грохотали» - народная песня-переделка времен Великой Отечественной войны в многочисленных интерпретациях рассказывает о погибших героях-танкистах. Под «залпы башенных орудий» их провожали в последний путь. Или не провожали: рук не хватало, война шла, о живых бы не забыть. Что уж говорить о железе - места боев густо политы кровью, засыпаны остатками арторудий, грузовиков, самолетов. Боевые машины по лесам, полям, болотам громоздились страшными памятниками. Но так ими не стали...
Продается танк
В послевоенное десятилетие середины ХХ века было не до памятников: подбитые бронемашины, прочую технику жители территорий, где проходили бои, сдавали в металлолом, пополняя семейные бюджеты. Без вести пропавших солдат десятилетиями найти не могли, брошенные "тридцать-четверки" не интересны никому, кроме детей да добытчиков лома.
В 80-х годах ХХ века дошла очередь до ржавых раритетов второй мировой войны. «Вахты памяти», поисковые отряды, черные копатели - все занялись брошенными танками, подбитыми самолетами, параллельно находя останки солдат, восстанавливая имена. Техника и оружие Великой Отечественной представляет исторический интерес у одних и коммерческий у других. Охотники за деньгами, к примеру, под Вязьмой (или Тверью) откопали в овраге абсолютно целый немецкий T-III. Потом нашли покупателей в Прибалтике, разобрали машину под металлолом. Спасибо бдительной таможне - раритет остался в России.
Коллекционеры военной техники готовы покупать боевые машины второй мировой войны за миллионы долларов. Задержанный T-III в рабочем состоянии стоит 5 млн. руб., Т-IV («Тигры»), «Пантеры» с курской битвы на черном рынке стоят еще дороже. Копатели продают память о советских героях второй мировой, словно это их собственность.
Кому принадлежат подбитые танки
Несколько лет назад новостные ленты повествовали, что голливудский актер Брэд Питт купил советский Т-54. Стоит он в Лос-Анджелесе, представляя часть истории великого СССР. А россиянам, получается, история не нужна? Кто хозяин брошенных и забытых танков ВОВ? Согласно федеральному закону - Министерство обороны, которое имеет приказ N 845 о сохранности найденных артефактов, отдельных частей, не говоря о технике, которую после техосмотра можно завести.
По закону сохранения памяти о павших в той страшной войне, все, что будет найдено в местах боев, должно сдаваться в военные комиссариаты. Наверное, далее это должно передаваться музеям. Но нет - музейные работники не могут найти денег, чтобы выкупить историческую ценность у «прохожего, случайно откопавшего в лесу подбитую военную машину на гусеничном ходу».
Черные копатели - очень хорошо знают историю, тщательно изучают судьбы и пути брошенных танков. Беда в том, что потомки этого не увидят, не узнают, не проникнутся: там, где балом истории правят деньги, о нравственности не думают.
Найти, чтобы помнить
История великой державы, победившей коричневую чуму фашизма, сохраненная в покореженном взрывами железе, собирается и настоящими патриотами - поисковыми группами музеев, молодежных организаций. Они собирают экспонаты для потомков, чтобы дети детей помнили «какою ценой завоевано». Причем боевое железо, танк, брошенный в лесу, найти почти нереально, вся легкая добыча уже собрана. Ныне поисковики поднимают машины со дна рек, из болот, где нужны усилия многих, а не одного жадного копателя.
Тщательно изучаются архивы, собираются воспоминания очевидцев, теперь уже внуков, которые слушали дедов-ветеранов, но запомнили не все. Информация проверяется, старики уходят, время летит. И все же удачи случаются.
Арьергард отступает
Московский поисковый клуб «Арьергард» поднимал «экспонаты ВОВ» из водоемов, дарил музеям России, устанавливал на пьедесталах. Эту историю можно потрогать руками, прочувствовать, оценить трагедию и мощь военного урагана, крошащего броню, как кусочек мела. В архиве поисковиков немало поднятой и восстановленной техники:
- Тяжелый КВ-1 (Клим Ворошилов) поднят со дна Невы, передан Музею битвы за Ленинград.
- Т-34-76 «Смелый» достали со дна озера в д. Малахово Псковской обл.
- Т-34 поднят из озера в д. Зеленкино. Еще один такой же вытянули без башни.
- ОТ-34 - уникальный средний танк ВОВ вытянут из болота около д. Батово и др.
Общественная некоммерческая организация ликвидирована летом 2018 г.
Могила на дне
Вот несколько примеров работы поисковиков в новом тысячелетии. Увы, но через 78 лет со времени начала Великой Отечественной войны мы так и не воздали почестей всем погибшим за свободу своего Отечества. Сотни брошенных танков еще ждут поисковиков.
Белгородчина. На юге главного столкновения в Курской битве, в пойме Северного Донца, в 1943 г находились советские и немецкие дивизии - участницы Огненной дуги. Место около с. Ржавец называют танковым кладбищем: за один день 12 июля подбито и уничтожено больше сотни машин.
Местные поисковики обнаружили на глубине двух метров заиленный остов Т-34. Семитонную машину с трудом подняли: 70 лет назад взрыв прогремел изнутри, взорвался боекомплект. Останков экипажа не было. Местный житель рассказал, как семилетним пацаном слышал, что бойцы взорвали поврежденную машину и ушли огородами. Эта находка стала экспонатом Музея в легендарной Прохоровке.
Белоруссия. В Полесье сотрудники исторического музея ВОВ на бывшей переправе через реку нашли советский танк в приличном состоянии. Обнаружили по архивным документам с помощью специальных приборов. А поднять не могут - средств не хватает.
Поисковая группа ИКК «Линия Сталина» за время существования достала из воды несколько боевых машин ВОВ: тяжелый КВ, легкий БТ-7, несколько Т-34, а также пару немецких машин.
Североморск. В Баренцевом море с затонувшего в 1943 г. американского транспорта «Баллот» поднят M3 Lee, средний танк, не дошедший до фронта. Основную часть груза спасти удалось, этой машине не повезло. Североморцы восстановили технику, передали в музей. Мало что знают потомки о помощи союзников во время той войны. Оказывается, не только тушенку доставляли они из Америки по северному пути.
Волгоград. Со дна реки Добрая под Суровикино поднят советский легкий Т-60, получивший повреждение под Сталинградом.
Т-60 фашисты называли «саранчой», они были быстрые, маневренные, перевозили пехоту во время боя с места на место. Но для «железных кошек» - "Пантер" и "Тигров" - они становились легкой добычей. Наши называли машину «БМ-2» - братская могила на двоих.
Всего найдено шесть таких раритетов - мечта военных музеев. Увидеть его можно в музее-заповеднике Сталинградской битвы. Несколькими месяцами раньше тут же достали Т-34.
Тверская область. В Завидовском заповеднике в ходе «Вахты памяти» обнаружен немецкий танк, предположительно командирский. Таких в годы ВОВ выпущено всего 200 единиц. Реставраторы установили марку, поисковики собирают историю техники.
Московская область. В лесной глуши летом 2018 года сельский житель случайно наткнулся на боевую машину времен Великой Отечественной. Село не указывается, чтобы любители металлолома не спохватились. Брошенный немецкий танк, наполовину ушедший в землю, ржавея, ждет историков и тех, кто сможет достать его из земли.
Тульская область. Два экземпляра военной техники обнаружили на дне реки в Новомосковском районе. На момент появления информации не было известно ни принадлежности к чьим-то ВС, ни марки. Но подготовка к поднятию техники уже велась.
В 1941 г под Тулой воевала Казахская дивизия. В Северном Казахстане числятся пропавшими без вести 16 тыс. солдат. Поисковики в ходе исследования дна Оки обнаружили советский Т-34, лежащий на башне, сильно заиленный.
Курильские острова. На далеком острове Шикотан на оборонительных позициях до сих пор ржавеют брошенные танки Второй мировой войны. Короткая японская война, завершившая историю Второй мировой, немым укором щерится стволами и башнями из земли. Словно предупреждает о страшных последствиях войн.
Возврат из небытия
Историй про танки Второй мировой, которые были брошены и забыты 70 лет назад, в Интернете немало. Но если знать, что только в одной Курской битве, величайшем танковом сражении, участвовало более шести тысяч боемашин и самоходных орудий, все находки XXI века становятся каплей в море.
Поисковые отряды делают большое дело практически на голом энтузиазме, без помощи и поддержки государства, которое является правообладателем находок военного времени. И вторая мировая война для нас не закончится, пока не будет предан земле прах последнего без вести пропавшего солдата. Пока все железные участники боев не окажутся музейными свидетелями второй мировой.