Владимир Владимирович Дмитриев – художник и декоратор театра

Театр – это особый вид искусства, который с уверенностью можно назвать коллективным. На самом деле он не ограничивается лишь сценой и актерами. Ведь закулисье всегда скрывает массу людей различных профессий. Итак, в теме сегодняшней публикации мы расскажем о театральном художнике Владимире Дмитриеве.

Дмитриев Владимир Владимирович

Краткая биография

Чрезвычайно одаренный молодой живописец Дмитриев с годами полнее и ярче проявил себя в качестве театрального художника. Немаловажную роль в его становлении сыграло тесное общение с людьми по интересам. На формирование Владимира как художника большое влияние оказал выдающийся мастер своего дела – талантливый живописец К. С. Петров-Водкин.

Дмитриев Владимир Владимирович родился в 1900 году 31 июля (13 августа) в Москве. С 1916 по 1917 годы проходил обучение у К.С. Петрова-Водкина в Петрограде в художественной школе Е. Н. Званцевой. Процесс обучения представлял собой коллективный поиск «органичного» искусства, который ставился выше, чем личный успех. Огромное влияние на творчество Дмитриева Владимира Владимировича оказала совместная работа с режиссером В. Э. Мейерхольдом. Именно у него он занимался в экспериментальной театральной студии в Петербурге, а после этого в течение 1918 года прошел курс мастерства сценических постановок. Более того, хотелось бы отметить, что Дмитриев был горячим поклонником режиссера.

Владимир Дмитриев - художник

Первый успех

Театральный художник - это сценарист, который оформляет спектакль полностью. Эта профессия очень многогранна. Сценарист одновременно и декоратор, и художник. Итак, первый успех в биографии Владимира Дмитриева как молодого художника отмечен после спектакля «Зори», поставленного режиссером В.Э. Мейерхольдом по пьесе Эмиля Верхарна. Яркая живопись и острота сценических решений заставили заговорить о молодом таланте.

Спектакль был превращен в митинг, актеры добавляли в текст новости за прошедший день. В 20 годы минувшего столетия авангардисты планировали изменить театр, начиная с методов постановки. Они отдавали предпочтение голым фактам. Безусловно, постановки того времени носили идеологический характер. И на фоне событий тех лет Дмитриев Владимир Владимирович сумел точно перенести настрой жизни того периода в декорациях спектакля. Так, например, сцена была превращена в политическую трибуну.

Биография Владимира Дмитриева

Семья

Дмитриев был женат дважды. Его первую супругу постигла тяжелая участь: в 1938 году она была расстреляна как «враг народа» по 58 статье. Этой молодой красивой женщине было всего 34 года. Родилась Елизавета Исаевна Долуханова, или как ее называли друзья и родные – Вета, 21 декабря 1904 года в Тифлисе, переехала в Петроград и поступила учиться в Государственный институт истории искусств. В 1929 году Елизавета выходит замуж за Дмитриева, в 1933 году у пары родилась дочь Татьяна, судьба которой осталась неизвестна. Долуханову несколько раз вызывали в НКВД и предлагали ей сотрудничать. Женщина отказывалась, за что и была арестована в 1938 году, а через четыре месяца расстреляна.

Реабилитирована Долуханова Елизавета Исаевна в 1989 году. Она была талантливым искусствоведом и широко известна в литературной среде. На сегодняшний день сохранились ее фото. Владимир Дмитриев женился во второй раз, его женой стала актриса М. В. Пастухова. В этом браке родилась дочь. Анна Дмитриева стала 18-кратной чемпионкой СССР в большом теннисе. После завершения своей спортивной карьеры, она становится журналисткой и спортивным комментатором.

Творческий путь

В дальнейшем взаимоотношения художника с театром складывались не всегда должным образом. В те далекие и непростые времена Дмитриев отличался смелостью взглядов, и по этой причине некоторые его идеи были отвергнуты. Это произошло с прекрасными эскизами к спектаклю «Мертвые души» в 1930 -1931 годах. Та же участь постигла наброски, написанные художником к спектаклю «Бесприданница». Но уже в 30 годы с большим успехом прошел спектакль «Воскресенье» по роману Л. Н. Толстого в декорациях Дмитриева.

Далее последовала череда успешных сценировок к спектаклям «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Три сестры» А. П. Чехова, «Враги» М. Горького. Талантливый художник пользовался в своих работах приемами изображений, близких к реалистичным. Дмитриеву всегда удавалось предлагать такие решения, которые бы отличались сильной образной выразительностью. Работа во МХАТе стала настолько успешной, что официально в 1941 году Дмитриев становится главным художником театра.

Возможно, творческий путь замечательного и талантливого театрального художника своего времени прослужил бы искусству долго и преданно, если бы болезнь не сломила его. Умер мастер в еще молодом возрасте по причине тяжелого недуга. На тот момент ему уже исполнился 48 год. Но те работы, которые он провел в 40 годы, говорили о его бесспорном таланте театрального художника. Это и декорации к спектаклю «Последняя жертва» по пьесе А. Н. Островского, «Великий государь» В. С. Соловьева и «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Дмитриев Владимир Владимирович

Награды

Дмитриев Владимир Владимирович лауреат четырех Сталинских премий. В 1946 году он получал премию дважды. В 1948 также стал лауреатом и после кончины в 1949 году был вознагражден посмертно в четвертый раз. В 1946 году он получил Сталинскую премию первой степени за оформление спектакля «Последняя жертва», снятого по пьесе А. Н. Островского. В том же году второе подобное вознаграждение первой степени он получает за декорирование оперного спектакля «Орлеанская дева» П. И. Чайковского. В 1948 удостаивается третьей Сталинской премии первой степени за постановку сценария «Вражья сила» А. Н. Серова. И в 1949 году (6 мая 1948 года) присваивается еще одно вознаграждение второй степени за декорирование оперного спектакля «Проданная невеста» уже после смерти художника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.