"На все воля Божья" - что значит выражение, значение фразы

Каждый из нас наверняка знаком с фразой «на все воля Божья». И многие, скорее всего, задумывались над ней. Если понимать ее буквально, то получается, что все стремления человека, его желания и молитвы не имеют самостоятельного значения.

У одного религиозного философа из Дании, Серена Кьеркегора, есть слова о том, что молитвой нельзя изменить волю Бога, но она способна изменить самого молящегося. Если исходить из этого, то значит, чудесам вообще нет места, все заранее предопределено.

Как данная фраза соотносится с церковными взглядами и, в частности, с выражением «на все воля Божья?» и двумя другими, тесно связанными с ним? Речь о них пойдет ниже. Попробуем разобраться. А также рассмотрим выражение «что ни делается, все к лучшему».

Два аспекта

Преклонение перед Богом

Что значит «на все воля Божья»? Для ответа на данный вопрос нужно сделать оговорку о том, что богословы различают в ней два аспекта.

  1. Благоволение.
  2. Попущение.

Первое, касательно разумных веществ, представляет собой одобрение их поступков, желаний и помыслов. А еще поддержку, проявляющуюся в благодатной помощи со стороны Святой Троицы и ее благословениях.

Что значит «на все воля Божья» во втором понимании? Оно относится к делам, которые являются или нейтральными в нравственном отношении, или противными Богу. Он не одобряет таких дел, не способствует их воплощению в жизнь, но, несмотря на это, допускает их совершение. Это позволяет разумным существам действовать в тех рамках, которые вложены в них при их создании, согласно их свободному выбору.

Чтобы разобраться в значении «на все воля Божья», приведем примеры, характеризующие каждый из указанных аспектов.

Примеры благоволения и попущения

Все по велению Бога

Для первого аспекта это:

  • жертвоприношение Авеля;
  • переселение Авраама;
  • выход иудеев из Египта;
  • строительство скинии при Моисее;
  • возведение храма при Соломоне;
  • исповедание апостола Петра;
  • обращение Павла.

В качестве яркого примера второго можно рассматривать грехопадение Адама и Евы. Бог не благоволил ему, но при этом не стал препятствовать этому силой собственного могущества. Он не остановил руку, которая потянулась к запретному плоду, дозволив попробовать его.

Рассматривая, что означает «воля Божия», поговорим подробнее об указанных аспектах.

Интерпретация отцов церкви

Что означает «на все воля Божья» в понимании религиозных авторитетов? Они рассматривают это выражение в свете догматического положения, согласно которому никто и ничто в принципе не может противостоять воле Творца. Эта трактовка диктует понимание того, что все, что происходит в мире сотворенных существ, происходит лишь в силу того, что Господь этого желает или допускает. Добрые и злые дела – все возможно лишь с ведома Отца Небесного.

Однако рассматриваемый тезис не нужно интерпретировать в ложном смысле, который предполагает, что Божий промысел – это фатум. То есть неправильным будет считать, что все, что происходит, безоговорочно должно было произойти. Так же, как и не все, что не случилось, не могло случиться в действительности.

Человек разумный

Свобода воли

Бог наделил человека разумом, а также и свободой действий, хотя при этом последний во многом ограничен Творцом. Это касается его природы и индивидуальных особенностей, силы обстоятельств. В отношении нравственном он может и нарушать, и исполнять волю Бога.

Если желания и действия человека соответствуют его законам, Господь благоволит ему, способствуя исполнению добрых замыслов. Если стремления и поступки грешника противоречат высшим предначертаниям, они не одобряются Всевышним.

Что значит «на все воля Божья» в случае со свободой выбора человека? Она усматривается в следующем. Именно Творец по своей воле дал человеку способность к совершению греха. С другой стороны, он проявляет свое терпение и даже долготерпение.

Для лучшего понимания того, что значит «на все воля Божья», скажем еще несколько слов о свободе воли человека.

Синергизм

Единение с Богом

Человеку, созданному по образу и подобию Божьему, дана свободная воля. Без возможности выбора не было бы добра как такового, тогда как внутренней жизнью и поступками человека руководила бы лишь необходимость.

Свободная воля является одним из главных человеческих достоинств. Но в то же время для него это и огромная ответственность. В связи с этим возникает вопрос, зачем нужна эта возможность выбора, если множество людей злоупотребляют ею?

Все дело заключается в том, что без этого не может быть осуществлено спасение. Так как оно представляет собой богообщение, то есть жизнь с Богом, вечное приближение к нему, просвещение души и озарение ее божественным светом.

Человек должен добровольно выбрать путь спасения. Бог должен стать главной целью его жизни. Спасение рассматривается как любовь Творца к его творению, а творения – к Творцу. В связи с этим характер спасения – глубоко личностный. Богословы называют это синергизмом – взаимодействием Божественной и человеческой воли.

Нужно ли сопротивляться судьбе?

Римские философы-стоики говорили, что судьба ведет желающего, тогда как нежелающего она тащит. В их представлении отношения человека с Богом походили на дорогу с односторонним движением. На ней действует лишь Бог, а человек только пассивно воспринимает результаты его действий. Все попытки сопротивления предначертанной судьбе могут привести исключительно к потере сил и к страданиям, не имеющим никакого смысла.

Как стало понятно из пояснений христианских богословов, у человека есть свобода воли, данная ему свыше. Конечно, если он попытается на легковом автомобиле выехать навстречу самосвалу, чтобы устроить с ним соревнование на предмет того, кто кого столкнет с дороги, здесь человек ничего изменить не может. Но у верующего есть выбор: двигаться по этой полосе навстречу Богу или от него.

Далее рассмотрим, что значит «положиться на волю Божью»?

Молитва как приближение к Богу

Искренняя молитва

И чудо вследствие его молитвы может случиться именно там, где он движется навстречу Создателю. Как это происходит, и чему нужно молиться? Один из русских подвижников, святитель Игнатий (в миру – Брянчанинов) писал о том, что Богу не нужны молитвы.

Он и без прошений наших знает, в чем каждый из нас нуждается. На тех, кто ничего не просит, он также изливает свои щедроты. Молитва необходима самому человеку. Она приближает к Богу просящего. Без нее человек является чуждым Всевышнему. Чем больше верующий упражняется в ней, тем более он сближается с Творцом.

Тем самым проводится мысль о том, что Бог знает о нуждах каждого и по милости своей вознаграждает каждого. Поэтому нужно положиться на его волю, следовать его заповедям и жить по совести. А в своих молитвах просить его благословления.

Здесь как бы уточняется мысль Кьеркегора, о которой было сказано выше. С помощью молитвы человек может измениться вполне конкретным образом. Она может приблизить его ко Всевышнему и таким образом подготовить его к восприятию благ, которые он изливает на своих чад без всяких просьб с их стороны. В этом и заключается смысл выражения о том, что нужно положиться на волю Всевышнего.

Что значит «хождение по воле Божией?»

Дорога к Богу

В Евангелии от Матфея сказано о том, что не всякий обращающийся к Господу сможет войти в Царство Небесное. Но лишь тот, кто исполняет волю Небесного Отца. По мнению Феофана Затворника, епископа, жившего в 19 в., это значит, что с помощью одной только молитвы спастись невозможно. Нужно исполнять волю Бога, то есть то, что возложено на человека по строю его жизни и званию.

А в молитве надо в основном просить о том, чтобы Бог помог нам не отступать от его воли. У того же, кто ревностно исполняет ее, молитва будет дерзновеннее, и он легче получит доступ к престолу Всевышнего. Бывает, что если молитва не сопровождается хождением по воле Божьей, то она ненастоящая, сердечная и трезвая, а лишь словесная, внешняя.

Во время ее прочтения присутствует нравственная неисправность, человек закрывается многословием, как туманом, и мысли его блуждают. Только при исполнении того и другого с благочестием появится плод.

Глубокий мир и безмятежность

Феофан затворник говорит, что, кто станет твердо следовать повелениям Всевышнего, имеющим непоколебимую и несокрушимую основу, тот также станет твердым и стойким. У тех, кто гоняется за преходящими ценностями, мятутся мысли. Но лишь только такой человек образумится и вернется на путь воли Божьей, его мысли, как и начинания, станут упорядоченными.

Когда же он в этом образе жизни приобретет наконец навык, внутри у него все приходит в безмятежный порядок и спокойный строй. Начавшись в этом мире, безмятежность и глубокий внутренний мир перейдут в следующую жизнь, пребывая там вовеки.

Вот что значит «хождение по воле Божией» - среди общего течения жизни вокруг нас и постоянного, не текущего в нас. Так писал Феофан Затворник.

Пример доверия к воле Бога

Яркой иллюстрацией такого доверия является молитва Филарета Московского (18-19 в.), святителя, епископа. Он, обращаясь к Господу, говорил о том, что не знает, чего просить у него. Ведь один Бог ведает, что ему (Филарету) нужно. Бог Больше любит его, чем он может любить Бога. Отче, дай рабу твоему то, чего сам он просить не умеет.

Далее Филарет восклицает: «Не дерзаю попросить у тебя ни утешения, ни креста, лишь стою перед тобою. Сердце мое открыто тебе. Ты видишь нужды, о которых я не ведаю. Воззри и сотвори согласно милости Твоей. Исцели и порази, подыми и низложи меня. Безмолвствую и благоговею перед святою волей твоей и судьбами твоими, непостижимыми для меня. Предаюсь тебе и приношу себя в жертву. Не имею я другого желания, кроме того, чтобы исполнять твою волю. Научи меня молитве и сам молись во мне».

Пример неуверенности

Укрощение шторма

Таковым является путешествие апостолов с Иисусом в шторм по бушующему озеру. Они были испуганы и разбудили Учителя, спавшего на корме. По их просьбе он совершил чудо. Он велел ветрам утихнуть. Но при этом Иисус с укоризной обратился к ученикам, спросив: «Где же ваша вера?».

В присутствии на лодке повелителя бурь, ученики решили просить его о совершении чуда. То, что Создатель мира в лице Спасителя располагался в одной лодке с ними, они сочли недостаточным, чтобы почувствовать себя в безопасности. Просьба апостолов была удовлетворена.

Бог видит все

По их молитве чудо оказалось возможным, оно навсегда осталось в истории человечества, свидетельствуя о том, что Бог слышит любые просьбы. Однако наряду с этим чудом в историю вошел и Божественный упрек, адресованный просившим ученикам.

Что-то похожее происходит и с людьми, когда, переживая житейские бури, они обращаются к Богу с просьбой помочь им. Они думают, что Создатель забыл о них, что он не видит, что происходит, что он не контролирует события. А хрупкую лодку их жизни вот-вот захлестнут волны невзгод. Однако Бог своим невидимым участием всегда сопровождает нас в нашей судьбе.

«Что ни делается, то к лучшему»: значение выражения

Эта поговорка может быть проиллюстрирована следующей притчей.

У одного царя был советник, который являлся истовым верующим. Что бы ни случалось с ним и с окружающими, он повторял:

- Что ни делает Бог, все к лучшему. Он все устраивает мудро. Если он что-то дает – это хорошо, а если не дает, то еще лучше.

Если у царя не выходило то, что он задумал, советник снова повторял:

- Это к лучшему!

В таких ситуациях правитель недоумевал:

- Не могу поверить, что, когда случается что-то плохое, когда человека постигает неудача, это идет ему во благо.

Однажды, когда оба персонажа гуляли по лесу, царю в ногу впился шип ядовитого растения. Не медля ни минуты, советник кинжалом отсек своему повелителю палец на ноге, поврежденный шипом, и произнес:

- Хорошо Бог все устроил!

Правитель был вне себя от ярости:

- Разве может быть хорошо то, что ты лишил меня пальца?

Советник отвечал:

- Если бы я не отрубил его, яд охватил бы все тело, и тогда вы бы погибли.

Однако царь не был успокоен этим объяснением и прогнал советника прочь. Продолжая дорогу в одиночестве, правитель набрел на племя людоедов, которые как раз подыскивали подходящую жертву к празднику. Царь был схвачен, но затем его отпустили. Это было связано с тем, что жертва оказалась неполноценной вследствие отсутствия пальца на ноге.

Царь был сильно испуган, но, добравшись до дворца, вызвал к себе советника. Он щедро одарил его и произнес:

- Я понял, что ты говорил мудрые вещи, но все же объясни, что хорошего в том, что в лесу я прогнал тебя?

Советник ответил:

- Если бы я с вами остался, то дикари съели бы меня.

С тех пор правитель уже больше не сомневался в мудрости Божественных замыслов.

Изучив, что значит выражение, «что ни делается, все к лучшему», как и все указанные выше, можно сделать заключение о том, что все в мире совершается по воле Творца, который желает человеку только добра. Но при этом у последнего есть свобода воли, которая дана ему для того, чтобы приближаться к Всевышнему.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.