Вышедший в 2012 году британо-американский фильм представляет собой аномалию в привычном кинорепертуаре. Режиссер Барт Лэйтон создал проект не совсем документальный, но и не вполне игровой. Развязка киноленты «Самозванец» (англ. The Imposter) известна изначально, но интрига не отпускает до самых финальных титров.
Истина где-то рядом...
Повествование картины основано на истории французского самозванца-авантюриста Фредерика Бурдена, в 1997 году выдавшего себя за исчезнувшего в 1994 году в тринадцатилетнем возрасте американского подростка Николаса Баркли. В картине реальные персонажи гармонично уживаются с играющими их актерами. Рейтинг картины IMDb: 7.50, отзывы фильм «Самозванец» получил исключительно хвалебные. Премьерный показ ленты состоялся на фестивале «Сандэнс». Картина была признана самым увлекательным и пугающим фильмом 2012 года, побуждающим осознать то, что скрывается за истеричными заголовками таблоидов.
Краткое описание сюжетной линии
Пересказывая сюжет фильма «Самозванец», можно не опасаться спойлеров, так как все ясно уже по подзаголовку, а что не понятно, разъясняется на первых минутах хронометража главным героем. Француз Фредерик привык скитаться по европейским приютам, удачно прикидываясь подростком. За эту «дурную» привычку он стал объектом розыска Интерпола. Однажды, оказавшись в испанском приемнике, среди несовершеннолетних, он решается на колоссальную мистификацию.
Фредерик решает реализовать удивительный шанс, выдав себя за пропавшего без вести американского тинэйджера Николаса Баркли. Фотографию светловолосого голубоглазого техасца он увидел на объявлениях о розыске и перед юношей сразу замаячила мечта благополучия, семейного счастья жизни в Сан-Антонио на юге штата Техас.
Занимательный сплав документального и игрового кино
Формально фильм «Самозванец» (2012) – это действительно документальный проект, причем очень грамотно выстроенный. Повествование насыщено идеально выдерживающими телеформат интервью. Постановщик не игнорирует и закадровый текст, создающий иллюзию точности и достоверной прозрачности. Вот главный герой детально разъясняет, почему его, говорившего на английском без техасского акцента смуглого брюнета, приняли за блондина-южанина. Кстати, нехитрый список приемов афериста способен поставить зрителя в тупик.
Тут же безутешная мать пропавшего американского подростка откровенно недоумевает, почему она отказывалась провести тест ДНК, который точно бы установил действительно ли приехавший из Испании парень является ее кровиночкой.
Вот что-то подозревающая сестра Ника, все же тепло встретившая Фредерика даже после предупредительной беседы с органами. Постепенно практически документальный фильм о Фредерике Бурдене превращается в авантюрный психологический триллер.
Авантюрный триллер
Для нагнетания саспенса режиссер фильма «Самозванец» чередует фрагменты интервью с архивными видеозаписями, вырезки из съемок телешоу и разыгранными актерами эпизодами. Для Барта Лэйтона такой формат не является новаторским, в его фильмографии уже есть документальный сериал «Злоключения за границей» рассказывающий, как туристы попадают в тюрьмы за границей.
Будто бы потешаясь, постановщик вставляет эпизоды с киношными полицейскими, отвечающими на телефонные звонки, когда главный герой рассказывает, как искал нужную информацию и обзванивал полицейские участники по всей территории США. Критики в отзывах на фильм «Самозванец» подчеркивают, что драматизм повествования нагнетается за счет музыкального сопровождения Энн Никитиной и многозначительных пауз.
Лэйтон мудро растягивает хронометраж до полного метра, неспешно подводя смотрящих к каждому сюжетному повороту. Ключевыми в повествовании считаются последние тридцать минут. Частный сыщик не обходится без шпионажа и убийств. Агент ФБР пытается обнаружить логику и тайный умысел в действиях героев. Семья пребывает на грани истерики. И только ключевой персонаж, игнорируя явные проблемы с самоидентификацией, точно понимает, что он делает и зачем. История, положенная в основу фильма «Самозванец» (2012) без преувеличения достойна братьев Коэн.
Жанровая политика
Практически сразу зритель начинает подозревать, что реальный мальчик, скорее всего, давно умер. Об этом свидетельствует статистика, об этом помалкивают сочувствующие семье полицейские, но, кажется, родные также об этом догадываются. Почему тогда они верят нахальному обманщику? Почему не хотят принять и афишировать правду, которая давно понятна даже частному сыщику от скуки сравнивающему фото ушных раковин. На этот вопрос режиссер не дает ответа.
Фильм, раздуваясь от подобных закономерно повторяющихся вопрошаний, деформируется. В начале притворяясь чуть не хоррором, лента обретает масштаб чертовски серьезного триллера. Поэтому однозначно определить жанр фильма «Самозванец» крайне сложно. Проще говоря, это как «Дитя тьмы» Жауме Кольет-Серры смешать с «Незнакомцами в поезде» Альфреда Хичкока, а после разбавить фильмом Бена Аффлека, «Прощай, детка, прощай».
Превосходство веры над реальностью
Человек зачастую верит лишь тому, во что хочет верить, например, ушам, глазам, газетам, телевизионным репортажам, чужим утверждениям. Поэтому, как утверждают рецензенты в отзывах к фильму «Самозванец», интервью и видеодокументы в работе Барта Лэйтона настолько гармонично соседствуют с ярко поставленными сценами реконструкции событий.
В отдельный момент начинает казаться, что это кино еще и о вере зрителя в магию экрана. И о природе этой веры. События нахального перевоплощения воссоздаются всевозможными жанровыми клише: одинокая телефонная будка под проливным дождем; полицейские фонарики, прорезающие ночную мглу; незнакомец, скрывающий лицо под капюшоном; здоровенные внедорожники на пустынном шоссе, широкий холл американской школы; желтый школьный автобус, ждущий опаздывающего ученика. Все как в известных фильмах.
В кадр медленно вплывает одетый в бейсбольную форму актер, изображающий Фредерика, он погружается в привычную кинематографическую реальность, способную с легкостью обмануть зрителя так же, как он обманывает свою мнимую семью. Правды нет, есть лишь вера.
Критика
Проект Барта Лэйтона получил всеобщее признание кинокритиков по всему миру, он имеет 95 % на Rotten Tomatoes. Эксперты кино называли картину более жуткой чем «Как я дружил в социальной сети» творческого режиссерского тандема Г. Джуста и Э. Шульмана, и в разы кинематографичнее оскароносного «Человека на канате» Джеймса Марша.
Авторы рецензий были склонны позиционировать безукоризненно рассказанную нервирующую историю, как лучший документальный фильм 2012 года. Кинодеятели были единодушны во мнениях и оценке картины. Они подчеркивали, что фильм Лэйтона захватывает, как образцовый триллер, заставляющий нервничать.
Награды
Доказательством тому, что положительные отзывы на фильм «Самозванец» (2012) были оправданы, может послужить внушительный список наград, которых удостоился проект.
Только в год премьеры он завоевал главный приз международного фестиваля в Майами, номинацию фестиваля независимого кино «Сандэнс», премию Канадского международного фестиваля документальных фильмов. Картина прошла строгий официальный отбор большинства международных кинофестивалей, в том числе в Новой Зеландии, в Сиднее, в Сан-Себастьяне и в Эдинбурге.
Значимым достижением детища Лэйтона следует также считать шесть Премий британского независимого кино в номинациях под заголовком «лучший»: режиссерский дебют, фильм, режиссер, технические достижения, монтаж и достижение в области кинопроизводства.
Фильм фигурировал в расширенном списке претендентов на премию «Оскар», но заветную статуэтку так и не получил. Зато из двух номинаций на премии BAFTA он выиграл в категории «За лучший дебют британского режиссера, сценариста или продюсера».
Большинство выдающихся деятелей искусств современности настоятельно рекомендуют его к просмотру.