Регулировка зазоров клапанов является важной процедурой технического обслуживания двигателя, от которой во многом зависят его мощностные и экономические показатели. Правильно отрегулированные зазоры обеспечивают оптимальные фазы газораспределения, эффективный теплообмен, полное сгорание топлива и как следствие - высокую мощность, низкий расход топлива и масла, увеличение ресурса двигателя в целом. Неправильная регулировка зазоров может привести к повышенному износу деталей ГРМ, разрушению клапанов, потере компрессии и другим серьезным неисправностям.
Порядок регулировки зазоров клапанов
Регулировку зазоров клапанов 402 двигателя рекомендуется проводить в следующем порядке:
- Установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке и установить его так, чтобы метки на шкиве коленчатого вала и крышке распределительных шестерен совпали.
- Ослабить регулировочные гайки коромысел и измерить щупом зазор между торцом клапана и коромыслом. Зазор должен быть в пределах 0,25-0,30 мм для впускных клапанов и 0,35-0,40 мм для выпускных.
- При необходимости отрегулировать зазор поворотом регулировочного винта коромысла. После регулировки затянуть контргайку.
- Провернуть коленчатый вал на 360 градусов и отрегулировать зазоры остальных клапанов цилиндра аналогичным образом.
- Повторить процедуру для всех цилиндров двигателя.
После регулировки зазоров клапанов необходимо проверить герметичность клапанов. Для этого нужно запустить двигатель и оставить работать на холостом ходу. Затем с помощью микрометра или щупа проверить зазор между бойком клапана и коромыслом в рабочем состоянии. Какой зазор клапанов на 402 двигателе? Он должен быть в пределах 0,6-0,8 мм.
Регулировку зазоров клапанов 402 двигателя рекомендуется проводить каждые 20-30 тысяч километров пробега или раз в год. Это позволит поддерживать оптимальные зазоры в течение всего срока эксплуатации двигателя.
Причины изменения зазоров со временем
Со временем зазоры в клапанном механизме 402 двигателя изменяются по ряду причин:
- Износ деталей газораспределительного механизма - распредвала, коромысел, толкателей, направляющих втулок клапанов.
- Усадка и деформация деталей из-за температурных нагрузок.
- Механические повреждения при неаккуратной сборке/разборке.
Симптомы неправильной регулировки зазоров
О нарушении регулировки зазоров клапанов на 402 двигателе может свидетельствовать:
- Повышенный шум при работе двигателя.
- Неравномерная работа на холостом ходу.
- Потеря мощности и динамики разгона.
- Повышенный расход масла.
- Снижение компрессии в цилиндрах.
Регулировка зазоров на прогретом двигателе
Для повышения точности регулировки зазоров клапанов на 402 двигателе рекомендуется проводить эту процедуру на прогретом двигателе. Это позволит учесть температурные зазоры в деталях газораспределительного механизма.
Замена гидротолкателей
При высоком пробеге автомобиля и значительном износе деталей целесообразно произвести замену гидротолкателей. Это позволит обеспечить плотное прилегание клапанов на долгий срок.
Специальный инструмент для регулировки
Для удобства и повышения качества регулировки зазоров клапанов 402 двигателя рекомендуется использование специальных приспособлений - щупов, проверочных плиток, индикаторов зазора. Это позволит быстро и точно выставить необходимые значения.
Особенности регулировки зазоров карбюраторных двигателей
На карбюраторных модификациях 402 двигателя, устанавливаемых на ГАЗели и УАЗы, зазоры клапанов обычно устанавливаются в минимальных пределах рекомендованных значений. Это связано с особенностями работы таких двигателей на бензине.
Влияние зазоров на шумность двигателя
Неправильная регулировка зазоров клапанов может привести к повышенной шумности работы 402 двигателя. Причинами этого являются:
- Увеличенный зазор вызывает громкий стук клапанов при закрытии.
- При малом зазоре возникает звон клапанов и коромысел во время работы.
Оптимальные зазоры позволяют обеспечить плавность хода клапанов и снизить шумность двигателя.
Влияние на расход масла
Увеличенные зазоры в клапанах 402 двигателя приводят к повышенному расходу масла из-за:
- Усиленного прорыва газов в картер.
- Ускоренного износа маслосъемных колпачков.
Правильная регулировка зазоров позволяет снизить расход масла и увеличить интервалы замены.
Контроль после регулировки
После выполнения регулировки зазоров клапанов на 402 двигателе обязательно нужно:
- Запустить и прослушать работу двигателя.
- Проверить отсутствие вибраций на холостом ходу.
- Выполнить тест на компрессию в цилиндрах.
Это позволит убедиться в правильности регулировки и отсутствии дефектов сборки.
Влияние качества бензина и масел
Применение некачественных ГСМ может привести к ускоренному изменению зазоров в клапанах 402 двигателя. Рекомендуется использовать бензин и масла от проверенных производителей согласно инструкции.
Признаки неисправностей клапанного механизма
Нарушения в работе клапанного механизма 402 двигателя могут проявляться в виде:
- Повышенного шума при работе двигателя.
- Неравномерной работы на холостом ходу.
- Потери мощности и динамики разгона.
- Повышенной вибрации на определенных оборотах.
- Снижения компрессии в цилиндрах.
Диагностика неисправностей клапанов
Для выявления причин неисправностей клапанного механизма проводят:
- Проверку компрессии в цилиндрах.
- Измерение зазоров в клапанах.
- Проверку износа и повреждений деталей.
- Анализ стуков и шумов при работе.
Замена изношенных деталей
При обнаружении повышенного износа деталей клапанного механизма требуется их замена, в том числе:
- Клапанов и их направляющих втулок.
- Толкателей, штанг, коромысел.
- Распредвала и его подшипников.
Притирка клапанов
Для восстановления герметичности клапанов после их замены или приточки выполняют притирку рабочих фасок клапанов специальной притирочной пастой.
Проверка системы охлаждения
Неисправности системы охлаждения двигателя могут привести к перегреву и деформации деталей клапанного механизма. Необходимо проверить работу системы охлаждения и устранить возможные неисправности.
Проверка системы смазки
Недостаточная смазка также может вызвать ускоренный износ деталей клапанного механизма. Требуется проверить давление масла, фильтры, каналы подвода масла и устранить обнаруженные неисправности.
Признаки износа распредвала
Признаками износа распредвала в 402 двигателе являются:
- Повышенный люфт в приводе клапанов.
- Неравномерность хода клапанов.
- Посторонние стуки при работе двигателя.
- Потеря компрессии в отдельных цилиндрах.
Замена цепи привода ГРМ
При вытягивании цепи привода ГРМ возникает неточная синхронизация в работе клапанов, что требует замены цепи на новую.
Проверка натяжителя цепи
Ослабление цепи привода ГРМ может быть вызвано неисправностью натяжителя. Необходимо проверить его состояние и восстановить требуемое усилие натяжения.
Замена изношенных шестерен
При обнаружении задиров или выкрашивания зубьев шестерен распределительного механизма требуется обязательная замена дефектных деталей.
Проверка фаз газораспределения
Нарушение фаз газораспределения может привести к неправильной работе клапанов. Необходимо проверить и при необходимости отрегулировать фазы газораспределения согласно инструкции.
Замена прокладки головки блока
При сборке двигателя обязательно следует устанавливать новую прокладку головки блока. Это предотвратит нарушение герметичности и прорыв газов в систему смазки.
Проверка состояния приводных ремней
Ослабление или повреждение приводных ремней вспомогательных агрегатов может привести к нарушениям в работе систем охлаждения и смазки двигателя. Необходимо регулярно проверять состояние ремней и своевременно заменять изношенные.
Контроль давления масла
Падение давления масла из-за засорения масляного фильтра или неисправности масляного насоса может стать причиной повышенного износа двигателя. Следует регулярно проверять давление масла по датчику.
Замена масла и фильтров
Соблюдение периодичности замены масла и фильтров позволит поддерживать чистоту системы смазки и предотвратить ускоренный износ двигателя.
Контроль утечек жидкостей
Своевременное устранение течей охлаждающей жидкости, масла и топлива позволит избежать нарушений в работе систем двигателя и его преждевременного выхода из строя.
Проверка работы термостата
Неисправный термостат может привести как к перегреву, так и к недогреву двигателя. Необходимо проверить его работу и при необходимости заменить.
Проверка состояния свечей
Свечи зажигания также подвержены износу и загрязнению. Регулярно нужно проверять их состояние и менять в соответствии с периодичностью, указанной в инструкции.