Трицикл Урал занимает особое место в истории советского велостроения. Этот трехколесный велосипед на базе легендарного мотоцикла Урал был незаменимым транспортным средством для миллионов советских людей на протяжении десятилетий.
Первые трициклы на базе Урала появились еще в 1930-х годах, когда на Ирбитском мотоциклетном заводе началось массовое производство мотоциклов М-72. Инженеры завода решили адаптировать надежный мотоцикл под перевозку грузов и людей, установив вместо заднего колеса две колеса с общей осью. Так родился первый отечественный мототрицикл.
Рассмотрим более подробно, как сделать трицикл из Урала.
Расцвет популярност и в послевоенные годы
По-настоящему популярным трицикл Урал стал в послевоенный период. В условиях острого дефицита автомобилей простой и надежный мототрицикл стал оптимальным решением для перевозки грузов и пассажиров в сельской местности и небольших городах. Кузов трицикла легко переоборудовался под различные нужды: для перевозки людей, продуктов, инструментов и многого другого. Благодаря этой универсальности Урал трицикл прочно вошел в повседневную жизнь как рабочая лошадка малого бизнеса и частных лиц.
Конструктивные особенности
Конструкция трицикла Урал позволяла устанавливать на него различные кузова, как заводского, так и кустарного производства. Наибольшее распространение получили деревянные кузова-фургоны с откидными бортами для перевозки грузов. Для перевозки людей выпускались металлические кузова с открытыми скамейками по бокам. Трицикл оснащался мотоциклетным двигателем Урал мощностью от 16 до 30 лошадиных сил. Коробка передач позволяла развивать скорость до 50 км/ч.
Использование в различных сферах
Благодаря своей надежности и неприхотливости Урал трицикл нашел широкое применение в самых разных областях. В деревнях и селах он активно использовался для доставки грузов, сельхозпродукции, а также в качестве школьного автобуса. В городах трициклы работали как грузотакси и маршрутное такси. На промышленных предприятиях трициклы применялись для внутрицеховых перевозок и как вспомогательные транспортные средства.
Переоборудование мотоцикла Урал в трицикл
Многие владельцы мотоциклов Урал в послевоенные годы переделывали их в трициклы кустарным способом. Это позволяло получить полезное транспортное средство для хозяйственных нужд при минимальных затратах. Переоборудование заключалось в следующем: снималось заднее колесо, вместо него устанавливался мост от старого велосипеда или детской коляски, к которому крепились два колеса меньшего размера. Задний мост жестко фиксировался, либо подвешивался на рессорах от старых автомобилей. Далее мотоцикл оборудовался кузовом, и получался вполне работоспособный трицикл на базе урала.
Спад производства и новая волна популярности
К 1970-м годам, по мере распространения легковых автомобилей, спрос на Урал трицикл пошел на спад. К концу 1980-х производство трициклов практически прекратилось. Однако в 1990-е, на волне интереса к ретро-технике, трициклы пережили новую волну популярности. Энтузиасты по всей России восстанавливают и переделывают старые Уралы в трициклы, чтобы принять участие в ретро-слетах и пробегах. Урал трицикл по-прежнему остается легендой отечественного автопрома.
Особенности вождения и эксплуатации
Вождение трицикла Урал имело свои особенности, особенно для тех, кто привык к управлению двухколесным мотоциклом или автомобилем. Главным отличием была трехколесная компоновка с жестко закрепленным задним мостом. Из-за этого трицикл вел себя немного неповоротливо, а на поворотах имел свойство крениться. Требовалось время, чтобы приноровиться к такой управляемости.
Еще одной особенностью был довольно мощный мотоциклетный двигатель на сравнительно легком трицикле. Из-за этого начинающие водители иногда теряли контроль при резких разгонах и торможениях. Поэтому опытные водители советовали на первых порах ездить плавно, без рывков.
В целом, при правильной эксплуатации трицикл Урал отличался высокой надежностью и долговечностью. Он неприхотлив к топливу, прост в обслуживании. Зимой требовалось лишь следить за зарядкой аккумулятора, вовремя менять масла. Главное – регулярно проверять затяжку крепежа моста и осей колес, так как они быстрее изнашивались из-за повышенной нагрузки.