УАЗ Патриот - легендарный внедорожник, выпускающийся Ульяновским автомобильным заводом уже не одно десятилетие. За эти годы модель претерпела множество изменений, но неизменным остается одно - простота и надежность конструкции. Это касается и электрооборудования автомобиля.
Для владельца внедорожника очень полезно иметь под рукой электрическую схему УАЗа. Во-первых, это позволит быстро разобраться с подключением дополнительного оборудования, например освещения, обогревательных приборов, аудиосистемы. А во-вторых, значительно упростит поиск неисправностей, если вдруг перестанет работать что-то из электрооборудования.
Особенности электрооборудования УАЗ Патриот
Какие основные узлы включает в себя электросистема этого автомобиля?
- Аккумуляторная батарея и генератор
- Блок предохранителей и реле
- Стартер
- Система зажигания
- Освещение и световая сигнализация
- Датчики и исполнительные механизмы
- Звуковой сигнал
- Бортовая сеть
Рассмотрим подробнее устройство и работу этих узлов.
Аккумулятор и генератор
Аккумуляторная батарея УАЗ Патриот выполнена по стандартной схеме. Она обеспечивает питание стартера при запуске двигателя и всех потребителей электроэнергии при неработающем двигателе. В процессе движения подзаряд аккумулятора осуществляется генератором. Электрическая схема питания УАЗ Патриота всего электрооборудования проста и надежна благодаря использованию проверенных временем решений.
Предохранители и реле
Для защиты электрических цепей от коротких замыканий в УАЗ Патриот используется блок предохранителей, который располагается в салоне. Каждый предохранитель прикрывает определенные цепи. Например, есть отдельные предохранители для цепей питания освещения, стартера, зажигания и так далее.
Кроме того, для коммутации некоторых силовых цепей используются электромагнитные реле - например, реле стартера, реле включения ближнего и дальнего света фар.
Система зажигания
Классическая контактно-транзисторная система зажигания надежна и неприхотлива в эксплуатации. Распределитель зажигания приводится в действие распредвалом двигателя и обеспечивает первичную коммутацию. Транзисторный модуль преобразует слабые сигналы от распределителя в мощные импульсы тока, поступающие на свечи зажигания.
Стартер и его электрическая схема УАЗ Патриот
Стартер предназначен для запуска двигателя при повороте ключа зажигания. Он подает напряжение на обмотку возбуждения, в результате чего якорь втягивается и замыкает шестерню стартера с венцом маховика. Затем подается питание на обмотку якоря, и он начинает вращать коленчатый вал двигателя.
Возможны два варианта неисправностей стартера:
- При включении стартера не происходит втягивания шестерни;
- Шестерня втягивается, но якорь не вращает коленчатый вал.
В первом случае причиной может быть выход из строя обмотки возбуждения или ее питающей цепи. Во втором - неисправность самого якоря или обмотки якоря.
Электрическая схема отопителя УАЗ Патриот
Отопительные приборы подключены параллельно и питаются напрямую от аккумулятора через выключатель отопителя салона. К ним относятся:
- Печка, установленная под панелью приборов;
- Отопитель заднего стекла;
- Отопитель воздухозаборника.
Для контроля температуры в салоне используется датчик температуры, который влияет на работу печки - изменяет силу нагрева в зависимости от показаний датчика.
Освещение и световая сигнализация
Система освещения и световой сигнализации включает в себя:
- Фары (ближний/дальний свет);
- Габаритные огни;
- Указатели поворота;
- Стоп-сигналы;
- Фонари заднего хода;
- Подсветку номерного знака;
- Внутреннее освещение.
Управление огнями осуществляется с помощью выключателей и переключателей на рулевой колонке. Предусмотрен режим автоматического включения габаритных огней при запуске двигателя. Принципиальная электрическая схема на УАЗ Патриот позволяет легко разобраться в подключении любого из световых приборов.
Датчики и исполнительные механизмы
Среди различных датчиков, установленных на автомобиле, можно выделить:
- Датчик положения коленчатого вала (фазы);
- Датчик положения распредвала;
- Датчики температуры;
- Датчик уровня топлива;
- Датчик аварийного давления масла;
- Датчики частоты вращения колес.
Исполнительными механизмами являются стартер, моторедукторы стеклоочистителей, электробензонасос, электровентиляторы и другие устройства.
Датчики выдают сигналы в бортовой компьютер, а исполнительные механизмы получают команды от бортового компьютера по электрическим цепям в соответствии с алгоритмом работы.
Звуковой сигнал
Для подачи звуковых сигналов используется электрический звуковой сигнал (клаксон). Управление осуществляется нажатием на кнопку на рулевом колесе, которая замыкает питающую цепь клаксона. Предусмотрена отдельная цепь для подачи предупреждающих сигналов, например при непристегнутом ремне безопасности.
Бортовая сеть
Бортовая сеть объединяет цепи питания дополнительного электрооборудования: прикуривателя, аудиосистемы, видеорегистратора и так далее. Управление питанием осуществляется выключателем массы. При его выключении снимается питание со всей бортовой сети.
Поэтому при подключении дополнительных потребителей следует учитывать сечение проводов и контактов, чтобы не возникало падения напряжения. Лучше всего для этого использовать специальный щиток с отдельными предохранителями.
Таким образом, конструкция электрооборудования УАЗ Патриот отличается простотой и надежностью. Зная принципиальную схему, можно легко разобраться в работе отдельных узлов и при необходимости быстро найти неисправность для ее устранения.
Диагностика неисправностей электрооборудования
Знание принципиальной схемы электрооборудования УАЗ Патриот позволяет самостоятельно проводить диагностику и устранять возникающие неисправности. Рассмотрим типовой алгоритм действий при поиске неисправностей в электрических цепях.
- Локализовать проблему. На основании внешних признаков (отсутствие освещения, не работает стартер и т.д.) определить узел, в котором предположительно имеется неисправность.
- Проверить целостность предохранителя, отвечающего за данную цепь. При обнаружении перегоревшего предохранителя заменить его и повторно проверить работоспособность цепи.
- При исправном предохранителе проверить наличие напряжения питания до предполагаемого места обрыва цепи. Для этого используется multimeter или контрольная лампа.
- Локализовать место обрыва цепи путем пошаговой проверки напряжения на разъемах, выключателях, реле и т.д.
- Проверить целостность контактов в разъемах, очистить их при необходимости.
- Проверить исправность выключателей, катушек реле и других элементов цепи.
- При обнаружении неисправного элемента заменить его и повторно проверить работоспособность цепи.
Следуя этому алгоритму и используя принципиальную схему, можно достаточно быстро найти и устранить неисправность в электрических цепях автомобиля.
Подключение дополнительного оборудования
Установка различного дополнительного электрооборудования (сигнализации, аудиосистемы, светодиодного освещения и т.д.) требует внесения изменений в штатную электрическую схему автомобиля.
Для безопасного подключения рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Использовать отдельный предохранитель для защиты новой цепи.
- Подключаться после выключателя массы бортовой сети.
- Использовать реле для коммутации мощных цепей.
- Учитывать сечение проводов при подключении мощных потребителей тока.
- Использовать качественные разъемы для соединения проводов.
- При необходимости прокладывать проводку в изоляционных муфтах во избежание коротких замыканий.
Соблюдение этих мер позволит обеспечить стабильную работу дополнительных устройств и не повредить штатное электрооборудование автомобиля.
Система климат контроля УАЗ Патриот
Система климат-контроля в УАЗ Патриот представлена отопителем и охладителем воздуха, управляемыми единым блоком. Отопление обеспечивается печкой, использующей тепло охлаждающей жидкости двигателя. Для охлаждения воздуха используется радиатор кондиционера и вентилятор.
Регулировка температуры осуществляется смешиванием нагретого и охлажденного воздуха. Кроме того, система позволяет:
- Включать режим рециркуляции воздуха в салоне.
- Регулировать скорость вращения вентилятора.
- Направлять потоки воздуха через различные дефлекторы.
Управление всеми функциями климат-контроля осуществляется с помощью пульта на центральной панели. Климат можно быстро охладить в жаркий день или прогреть в мороз.
Замена ламп в системе освещения
Со временем лампы в фарах, задних фонарях и других световых приборах перегорают и требуют замены. Рассмотрим порядок действий при замене ламп на примере блок-фары:
- Снять защитную резиновую крышку с задней стороны фары.
- Повернуть пластмассовый держатель лампы против часовой стрелки.
- Вынуть неисправную лампу, запомнив положение штырьков.
- Вставить новую лампу в патрон, сориентировав штырьки по пазам.
- Закрутить держатель по часовой стрелке до упора.
- Установить резиновую крышку на место.
Аналогично производится замена ламп в других фонарях. Соблюдение полярности и использование ламп рекомендуемой мощности обеспечит корректную работу системы освещения.
Проверка электропроводки
Со временем изоляция проводов может потрескаться от воздействия температуры и вибрации. Это опасно короткими замыканиями. Поэтому полезно периодически проверять целостность изоляции.
Для этого понадобится multimeter в режиме проверки сопротивления. Прибор подключается к выводам проверяемого провода. Нормальное сопротивление изоляции должно быть не менее 100 кОм. Более низкие значения будут свидетельствовать о повреждении изоляции.
Такая проверка поможет заблаговременно обнаружить опасный дефект и предотвратить возможные неприятные последствия.