Александр Асмолов - выдающийся психолог и педагог, внесший неоценимый вклад в развитие отечественного образования и науки.
Детство и юность
Александр Григорьевич Асмолов родился 22 февраля 1949 года в Москве. Его отец был заслуженным энергетиком СССР, мать - комсомольской активисткой. В семье царила атмосфера шестидесятников - к ним часто приходили известные деятели культуры и искусства.
В 1966 году Александр Асмолов окончил среднюю школу No 273 в Москве. Затем поступил на биолого-географический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской, где проучился 2 года.
Уже в юные годы Александр Асмолов увлекся психологией и в 1968 году поступил на вечернее отделение факультета психологии МГУ.
Начало научной деятельности
В МГУ Александр Григорьевич начал работать еще будучи студентом - с 1968 года он трудился лаборантом в лаборатории психофизики под руководством М.Б. Михалевской.
После окончания университета в 1972 году Асмолов остался на кафедре общей психологии в должности ассистента.
В 1976 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему "О месте установки в структуре деятельности". Его научным руководителем был А.Н. Леонтьев.
- В 1979 году вышла монография Асмолова "Деятельность и установка"
- Совместная работа с В.А. Петровским "О динамическом подходе к психологии личности", опубликованная в 1983 году
Эти труды заложили основу для разработки в дальнейшем системно-деятельностного подхода в психологии.
Развитие научных идей
Александр Асмолов внес значительный вклад в теорию деятельности, развивая идеи А.Н. Леонтьева. Он исследовал иерархическую природу установок и их роль в регуляции поведения.
В области психологии личности ученый разработал оригинальную методологию историко-эволюционного анализа. Она позволяет рассматривать развитие личности в культурно-историческом контексте.
Наиболее известным достижением Асмолова является создание теоретических основ системно-деятельностного подхода в отечественной психологии. Этот подход рассматривает психические явления как элементы целостной системы, в которой они выполняют определенные функции.
Системно-деятельностный подход позволяет комплексно анализировать развитие личности в контексте ее деятельности и социальных отношений.
Идеи А.Г. Асмолова оказали большое влияние на развитие прикладных областей психологии, в частности, психологии образования.
Педагогическая деятельность
C 1972 года Александр Григорьевич Асмолов работает на факультете психологии МГУ.
- С 1981 года - доцент кафедры общей психологии
- С 1996 года - профессор
- В 1998 году по инициативе Асмолова была создана первая в России кафедра психологии личности, которую он возглавил
психолог асмолов разработал и читает авторские учебные курсы для студентов МГУ: "Психология личности" и "Методологические основы психологии". Он также является автором многих популярных учебников и учебных пособий.
1979 | Монография "Деятельность и установка" |
1983 | Совместная работа с В.А. Петровским "О динамическом подходе к психологии личности" |
1997 | Учебное пособие "Психология личности" |
Под руководством А.Г. Асмолова защищено более 80 кандидатских и 30 докторских диссертаций. Он воспитал плеяду известных российских психологов.
Административная работа
Наряду с научной и педагогической деятельностью, Александр Асмолов внес большой вклад в развитие системы образования на государственном уровне.
В 1988-1992 годах он занимал должность главного психолога Гособразования СССР. В этот период был разработан ряд целевых программ для одаренных детей, детей с отклонениями в развитии, а также программа психологической поддержки детей Чернобыля.
С 1992 по 1998 год Александр Григорьевич работал в Министерстве образования РФ, где последовательно занимал должности заместителя и первого заместителя министра. Он курировал вопросы развития вариативного образования, стандартизации и информатизации.
В 2009-2018 годах Асмолов возглавлял Федеральный институт развития образования. Под его руководством были разработаны ФГОСы общего образования и дошкольного образования.
Общественная деятельность
Александр Григорьевич активно участвует в работе профессионального психологического сообщества.
- С 1989 года - вице-президент Общества психологов СССР
- С 2000 года - вице-президент Российского психологического общества
- Член экспертных советов по психологии и педагогике при ВАК
Также Александр Григорьевич входит в состав ряда общественных советов при органах государственной власти, участвует в разработке стратегий развития образования.
Асмолов регулярно выступает в СМИ, дает интервью, участвует в теле- и радиопрограммах, освещая актуальные вопросы психологии и образования.
Научные достижения и награды
За выдающийся вклад в развитие психологической науки А.Г. Асмолов удостоен многочисленных наград и званий:
- Доктор психологических наук (1996)
- Член-корреспондент РАО (1995)
- Академик РАО (2008)
- Заслуженный профессор МГУ
- Заслуженный работник высшей школы РФ
- Лауреат премии Правительства РФ в области образования
Работы Александра Григорьевича переведены на многие иностранные языки. Он является почетным профессором университетов Франции, Финляндии, Италии.
Личная жизнь
Жена Александра Асмолова - Тамара Крымова, доктор психологических наук, профессор.
В семье двое сыновей. Старший сын Алексей - доктор философии, младший Константин защитил кандидатскую диссертацию.
Александр Григорьевич увлекается литературой, кино, театром. Он автор нескольких художественных книг. Является членом Союза писателей Москвы.
Несмотря на солидный возраст, Асмолов ведет активный образ жизни, много путешествует, участвует в научных конференциях.
Вклад Александра Асмолова в науку
Идеи и концепции Александра Григорьевича Асмолова оказали значительное влияние на развитие отечественной психологической науки.
Во-первых, он внес большой вклад в разработку идей культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Асмолов рассматривал личность в культурном и историческом контексте, анализировал влияние социокультурных факторов на ее формирование.
Во-вторых, Александру Григорьевичу принадлежит заслуга в создании оригинальной теории личности на основе системно-деятельностного подхода. Он выделял различные уровни детерминации развития личности и единицы ее структурной организации.
В-третьих, ученый внес большой вклад в реформирование системы образования в постсоветской России. Под его руководством были разработаны образовательные стандарты и принципы вариативного личностно-ориентированного обучения.
Основные труды
За многолетнюю научную деятельность А.Г. Асмоловым опубликовано свыше 500 работ, в том числе:
- "Деятельность и установка" (1979)
- "Личность как предмет психологического исследования" (1984)
- "Культурно-историческая психология и конструирование миров" (1996)
- "Психология личности" (2001)
- "По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии" (2002)
Работы Асмолова переведены на английский, французский, немецкий и другие языки. Они широко цитируются в научной литературе.
Признание заслуг
За выдающийся вклад в психологическую науку Александр Григорьевич Асмолов удостоен высоких наград и почетных званий.
Он является лауреатом премии Правительства РФ в области образования, награжден орденом Дружбы. Ему присвоено почетное звание "Заслуженный профессор МГУ".
Асмолов - почетный доктор университетов Финляндии, Франции и Италии. Он - иностранный член Финской академии наук и Французской академии социальных и гуманитарных наук.
Труды ученого хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Он регулярно приглашается для чтения лекций в ведущие университеты мира.
Популяризация психологии
Помимо научной работы, Александр Григорьевич активно занимается популяризацией психологических знаний.
Он выступает на радио и телевидении, дает интервью ведущим СМИ. Является автором и ведущим цикла научно-популярных телепередач.
Асмолов - автор ряда научно-популярных книг, где сложные психологические концепции излагаются доступным языком.
Благодаря его усилиям психология становится ближе и понятнее широкой публике. А идеи гуманизации образования получают распространение в обществе.
Стиль научной работы
Для научного стиля А.Г. Асмолова характерны:
- Логичность, последовательность и строгость изложения
- Опора на факты и экспериментальные данные
- Использование специальной научной терминологии
- Междисциплинарный подход, интеграция знаний из разных областей
Его работы отличаются глубиной теоретического анализа и вместе с тем доступностью для восприятия.
Преподавательская деятельность
Как преподаватель Александр Григорьевич пользуется огромным авторитетом и любовью студентов.
Его лекции отличаются:
- Яркостью и образностью изложения
- Умением заинтересовать и вовлечь аудиторию
- Тесной связью теории и практики
Асмолов щедро делится своими знаниями и жизненным опытом. Под его руководством подготовлены десятки кандидатов и докторов наук.
Общественная позиция
Александр Григорьевич придерживается либеральных взглядов, выступает за:
- Гуманизацию образования
- Приоритет общечеловеческих ценностей
- Уважение прав человека
- Свободу самовыражения личности
Он неоднократно подвергал критике авторитарные тенденции в политике и образовании.
Научные интересы
Основные научные интересы А.Г. Асмолова:
- Психология личности
- Культурно-историческая психология
- Теория деятельности
- Системно-деятельностный подход
- Психология установки
- Психология сознания
Его исследования носят междисциплинарный характер, интегрируя достижения психологии, философии, культурологии.
Планы на будущее
Несмотря на солидный возраст, Александр Григорьевич полон творческих планов и энергии.
В ближайшее время он собирается:
- Завершить работу над фундаментальным трудом по психологии личности
- Подготовить новый цикл лекций для студентов
- Принять участие в международных конференциях
Асмолов продолжает активную просветительскую деятельность, выступает в СМИ, популяризируя достижения психологической науки.