Карбюратор К-131 – один из самых распространенных карбюраторов на отечественных автомобилях. От правильной работы этого узла напрямую зависит мощность и расход топлива двигателя. Давайте разберемся, как устроен карбюратор К-131, и научимся самостоятельно его регулировать.
Устройство карбюратора К-131
Карбюратор К-131 появился в конце 70-х годов прошлого века как замена устаревшей модели К-126. Он ставился на УАЗы, ГАЗели, «Волги», «Соболи» и другие популярные отечественные автомобили того времени.
По конструкции К-131 – однокамерный вертикальный карбюратор падающего потока. Он состоит из трех основных блоков:
- Корпус с двумя камерами – поплавковой и смесительной
- Верхняя крышка с патрубком забора воздуха
- Нижняя часть корпуса с дроссельными заслонками
В карбюраторе К-131 можно выделить несколько ключевых систем:
- Система холостого хода
- Полуавтоматическая система холодного пуска
- Экономайзер
- Система отключения подачи топлива
Рассмотрим подробнее устройство этих и других элементов карбюратора К-131.
Поплавковая камера
Поплавковая камера регулирует уровень топлива, поступающего в карбюратор. Она состоит из поплавка, игольчатого клапана, рычага и ограничителя хода поплавка.
Уровень топлива контролируется по специальным меткам на стенках смотрового окна поплавковой камеры.
Диффузор
Диффузор служит для распыления топлива, поступающего из жиклеров. В карбюраторе К-131 установлен двухдиффузорный распылитель.

Дроссельные заслонки
C помощью дроссельных заслонок регулируется количество воздуха, поступающего в двигатель. Карбюратор К-131 оснащен одной дроссельной заслонкой.
Жиклеры
Жиклеры служат для дозирования подачи топлива. В карбюраторе К-131 используются следующие жиклеры:
- Главный топливный жиклер
- Жиклер холостого хода
- Воздушный жиклер
- Эмульсионные трубки

Порядок регулировки карбюратора К-131
Для нормальной работы карбюратора К-131 требуется периодически проводить его регулировку. Рассмотрим основные этапы регулировки.
Подготовка к регулировке
Перед началом регулировки карбюратора К-131 нужно выполнить подготовительные работы:
- Проверить надежность крепления карбюратора
- Проверить целостность воздушного фильтра
- Прогреть двигатель до рабочей температуры
Только после этого можно приступать непосредственно к регулировке карбюратора.
Проверка уровня топлива
Для проверки уровня топлива нужно:
- Установить автомобиль на ровной поверхности
- Заглушить двигатель
- С помощью ручного привода подкачать топливо в поплавковую камеру
- Посмотреть уровень топлива по меткам на смотровом окне
- При необходимости отрегулировать уровень подгибанием рычага и ограничителя хода поплавка
Регулировка холостого хода
Для регулировки оборотов холостого хода нужно:
- Запустить и прогреть двигатель
- Винтом регулировки холостого хода установить частоту вращения коленвала 500-600 об/мин
- Винтом состава смеси установить максимальные обороты
- Винтом холостого хода выставить окончательную частоту вращения 550-650 об/мин
Карбюратор К-131 имеет автономную систему регулировки холостого хода, поэтому настройка не представляет сложности.
Проверка работы систем карбюратора
Также во время регулировки нужно проверить исправность других систем карбюратора К-131:
- Экономайзера
- Ускорительного насоса
- Пропускную способность жиклеров
Эти проверки лучше проводить со специальным диагностическим оборудованием в сервисных центрах.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемы в работе карбюратора К-131 и способы их устранения.
Неровная работа на холостом ходу
Причины:
- Нарушена регулировка холостого хода
- Загрязнены топливные жиклеры
- Износ деталей карбюратора
Устранение:
- Отрегулировать обороты холостого хода
- Прочистить или заменить жиклеры
- Заменить изношенные детали карбюратора
Повышенный расход топлива
Причины:
- Неправильная регулировка топливной системы
- Износ узлов и деталей карбюратора
- Нарушение герметичности топливопроводов
Решение проблемы:
- Провести регулировку карбюратора
- Проверить и отремонтировать топливную систему
- Заменить изношенные детали карбюратора
Таким образом, регулировка карбюратора К-131 поможет решить многие типичные проблемы с работой двигателя.
Для того, чтобы самостоятельно отремонтировать карбюратор К-131, необходимо иметь небольшой набор инструментов и запасных частей. Рассмотрим пошаговую инструкцию ремонта типичных поломок.
Необходимые инструменты и материалы
- Комплект ключей, отверток, плоскогубцев
- Металлические щетки для чистки жиклеров
- Набор шприцев для промывки каналов
- Сжатый воздух в баллончике
- Неэтилированный бензин или специальные составы для промывки
- Набор распространенных запчастей (поплавок, игла, мембраны и др.)
Замена изношенного поплавка
- Снять крышку и вынуть старый поплавок
- Проверить состояние иглы клапана и заменить при необходимости
- Установить новый поплавок и отрегулировать
- Проверить герметичность при закрытом сливном винте
Прочистка забитых жиклеров
- Вывернуть жиклеры из карбюратора
- Прочистить жиклеры металлической щеткой
- Продуть жиклеры сжатым воздухом
- Установить жиклеры на место, смазав резьбу
Замена мембран
- Демонтировать крышку мембран
- Извлечь прижимные пластины мембран
- Заменить изношенные мембраны на новые
- Собрать карбюратор в обратном порядке
Промывка карбюратора
- Демонтировать карбюратор с автомобиля
- Разобрать на детали, предварительно сфотографировав
- Промыть все детали специальным составом
- Продуть сжатым воздухом и высушить
- Собрать и установить карбюратор на место
Как правильно заменить карбюратор К-131
При значительном износе старого карбюратора имеет смысл установить на автомобиль новый агрегат. Рассмотрим основные моменты при замене карбюратора К-131.
Выбор нового карбюратора
При покупке нового карбюратора К-131 нужно обратить внимание на:
- Соответствие модели автомобиля
- Рабочий объем и мощность двигателя
- Комплектацию (наличие воздушного фильтра, крепежа)
- Наличие необходимых регулировок и настроек под конкретный мотор
Демонтаж старого карбюратора
- Слить топливо из поплавковой камеры
- Отсоединить топливные шланги и провода
- Отвернуть крепежные гайки карбюратора
- Аккуратно снять карбюратор с впускного коллектора
Установка нового карбюратора К-131
- Установить карбюратор на коллектор и затянуть крепеж
- Подсоединить топливные шланги и провода
- Отрегулировать состав смеси и холостой ход
- Проверить работу двигателя на всех режимах