Коротко о сложном: строение электронных оболочек атомов

Провинциальный учитель химии Джон Дальтон в 1803 году открыл «Закон кратных отношений». Эта теория гласит, что если конкретный химический элемент может образовывать соединения с другими элементами, то на каждую его часть массы будет приходиться часть массы другого вещества, а отношения между ними будут такими же, как между небольшими целыми числами. Это была первая попытка объяснить сложное строение вещества. В 1808 году этот же ученый, стремясь объяснить открытый им закон, предположил, что в разных элементах атомы могут иметь разные массы.

Первая модель атома была создана в 1904 году. Электронное строение атома в этой модели ученые назвали «пудинг с изюмом». Считалось, что атом - это тело с положительным зарядом, в котором равномерно перемешаны его составляющие. Такая теория не могла ответить на вопрос о том, находятся ли составляющие атома в движении или в покое. Поэтому почти одновременно с теорией «пудинга» японец Нагаока предложил теорию, в которой строение электронной оболочки атома уподоблял солнечной системе. Однако, ссылаясь на то, что при вращении вокруг атома его составляющие должны терять энергию, а это не соответствует законам электродинамики, Вин отверг планетарную теорию.

Однако после открытия электрона стало понятно, что строение атома более сложное, чем его представляли. Возникли вопросы: что такое электрон? Как он устроен? Существуют ли другие субатомные частицы?

К началу ХХ века была окончательно принята планетарная теория. Стало ясно, что каждый электрон, двигаясь по орбите ядра как планета вокруг Солнца, имеет собственную траекторию.

Но дальнейшие эксперименты и исследования опровергли такое мнение. Выяснилось, что собственной траектории электроны не имеют, однако, можно предсказать область, в которой эта частица оказывается чаще всего. Вращаясь вокруг ядра, электроны образуют орбиталь, которую назвали электронной оболочкой. Теперь предстояло исследовать строение электронных оболочек атомов. Физиков заинтересовали вопросы: как именно движутся электроны? Есть ли в этом движении упорядоченность? Может быть, движение хаотично?

Прародитель атомной физики Н.Бор и целый ряд таких же крупных ученых доказали: электроны вращаются оболочками-слоями, а их движение отвечает определенным законам. Предстояло плотно и подробно изучить строение электронных оболочек атомов.

Особенно важно знать это строение для химии, потому что свойства вещества, это уже было ясно, зависят от устройства и поведения электронов. С этой точки зрения поведение электрона-орбитали - важнейшая характеристика этой частицы. Было установлено, что чем ближе к ядру атома располагаются электроны, тем больше усилий нужно приложить, чтобы разорвать связь электрон-ядро. Электроны, расположенные рядом с ядром, имеют с ним максимальную связь, но минимальный запас энергии. У внешних электронов, напротив, связь с ядром ослабляется, а запас энергии возрастает. Таким образом, вокруг атома образуются электронные слои. Строение электронных оболочек атомов стало понятнее. Выяснилось, что энергетические уровни (слои) образуют близкие по запасу энергии частицы.

Сегодня известно, что энергетический уровень зависит от n (это квантовое число) и соответствует целым числам от 1 до 7. Строение электронных оболочек атомов и наибольшее количество электронов на каждом уровне определяется формулой N = 2n2.

Большая буква в этой формуле обозначает самое большое количество электронов в каждом уровне, а маленькая - порядковый номер этого уровня.

Строение электронной оболочки атомов устанавливает, что в первой оболочке может быть не более двух атомов, а в четвертой - не более 32. Внешний, завершенный уровень содержит не больше 8 электронов. Слои, где электронов меньше, считаются незавершенными.