Болты карданные: описание и назначение

Болты карданные широко используются в автомобилестроении для соединения элементов карданной передачи. Они отличаются повышенной прочностью и износостойкостью, поскольку испытывают значительные динамические нагрузки.

Назначение болтов карданных валов

Основное назначение болтов карданных - крепление отдельных элементов карданной передачи друг к другу. Болты фиксируют карданные шарниры, фланцы, вилки и другие детали. Соединение при помощи болтов должно быть прочным и надежным, т.к. карданный вал передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам.

Конструкция карданных болтов

Болты карданного вала изготавливаются из легированных сталей, обеспечивающих высокие механические свойства изделий. Болты имеют специальный профиль для фиксации гаек и шайб. Резьба метрическая или дюймовая с крупным шагом для лучшего сопротивления срыву. Покрытие повышает коррозионную стойкость и защищает от износа при трении.

Болты карданных валов относятся к классу высокопрочных крепежных изделий, специально разработанных для условий повышенных нагрузок в автомобилестроении.

Болт крепления карданного вала выбирают по следующим параметрам:

  • Диаметр резьбы
  • Длина болта
  • Тип и шаг резьбы
  • Материал болта
  • Тип покрытия

Правильный подбор болтов карданных по конструктивным и эксплуатационным параметрам гарантирует надежное соединение и долгий срок службы карданной передачи.

Соединение болта карданного вала

Размеры карданных болтов

Стандартными размерами болтов карданных валов являются:

Диаметр резьбы: M8, M10, M12, M14
Длина болта: от 30 до 150 мм
Шаг резьбы: от 1 до 2 мм

В зависимости от особенностей конструкции соединения могут применяться болты нестандартных размеров. В этом случае параметры болтов задаются предприятием-изготовителем автомобиля.

Материал болтов карданных валов

Для изготовления болтов карданных широко используются следующие марки сталей:

  1. 40Х - легированная хромом конструкционная сталь повышенной прочности
  2. 30ХГСА - хромоникелевая сталь, легированная кремнием и алюминием
  3. 40ХН - легированная азотсодержащая сталь

Выбор марки стали определяет механические характеристики готовых болтов - предел текучести, предел прочности, твердость, вязкость и др.

Склад с болтами карданными

Покрытие болтов карданных валов

Для увеличения ресурса болты карданные подвергаются различным видам поверхностной обработки:

  • Фосфатирование
  • Цинкование
  • Кадмирование
  • Хромирование

Благодаря покрытию повышается износостойкость, коррозионная стойкость и снижается трение в резьбовом соединении болта с гайкой или фланцем.

Момент затяжки болтов карданных валов

Правильный момент затяжки является важным фактором, влияющим на надежность крепления и долговечность болтов карданных. Слишком сильная затяжка приводит к поломке болта или резьбы в отверстии. Слабая затяжка вызывает ослабление соединения под действием вибраций и ударных нагрузок.

Инструмент для монтажа болтов карданных валов

Для качественной посадки болтов крепления карданного вала необходим специальный инструмент:

  • Торцевые головки
  • Динамометрические ключи
  • Ключи с воротком увеличенной длины

Применение специнструмента позволяет равномерно распределить усилия затяжки по всем болтам и гарантировать заданный момент.

Критерии замены болтов карданных валов

Замена болтов карданных производится в следующих случаях:

  1. Появление трещин на болте
  2. Срыв или сильный износ резьбы
  3. Значительная коррозия стержня или резьбы
  4. Ослабление посадки после многократных затяжек

При выявлении перечисленных дефектов болты подлежат обязательной замене во избежание разрушения карданной передачи.

Типичные неисправности карданных шарниров

Наиболее часто встречающиеся неисправности карданных шарниров, связанные с ослаблением или поломкой болтов:

  • Повышенный люфт в шарнирах
  • Стук при трогании и разгоне
  • Вибрация на определенных оборотах двигателя

Подобные признаки указывают на необходимость проверки состояния и надежности затяжки болтов карданного вала.

Срок службы болтов карданных валов

При соблюдении правил эксплуатации и регулярном техническом обслуживании средний срок службы болтов карданных составляет:

  • Болты из стали 40Х, 30ХГСА - 100-120 тыс. км пробега автомобиля
  • Высокопрочные болты из стали 40ХН - 150-180 тыс. км

Превышение указанных показателей пробега требует обязательной замены болтов на новые.

Хранение болтов карданных валов

Для сохранности эксплуатационных характеристик болты крепления карданного вала должны храниться:

  1. В сухом отапливаемом помещении
  2. При температуре от -10 до +35 градусов
  3. На стеллажах или полках
  4. В заводской упаковке

Соблюдение данных условий позволяет избежать коррозии и потери механических свойств болтов.

Проверка состояния болтов карданных валов

Проверку состояния рекомендуется совмещать с плановым техобслуживанием автомобиля. Проверяются:

  • Наличие внешних дефектов
  • Затяжка болтов
  • Люфты в соединениях шарниров

При выявлении отклонений требуется замена или подтяжка ослабленных болтов карданного вала.

Для увеличения срока службы болтов карданных рекомендуется:

  1. Использовать болты из высокопрочных сталей типа 40ХН
  2. Применять специальные фиксирующие и контрящие элементы
  3. Наносить износостойкие и антикоррозионные покрытия

Эти методы повышают ресурс болтов за счет снижения динамических нагрузок, повышения стойкости к коррозии и износу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.