Функции политической системы и их роль для общества

Еще Аристотель назвал политику особым искусством управления народами и государствами. С того времени значимость этого компонента жизни общества, буквально пронизывающего все его сферы, вплоть до бытовой, практически никто не отрицал. Функции политической системы имеют собственные закономерности, но при этом могут быть поняты только во взаимодействии с другими аспектами социальной активности людей. Будучи совокупностью, то есть объединением связанных между собой элементов, имеющих стойкую целостность, эта система очень сложна, ее деятельность является целенаправленной, и она имеет структурно-подчиненные части.

Функции политической системы присущи одному из подвидов совокупности, которую мы называем обществом (другими такими подразделениями являются экономика, духовная жизнь, и так далее). Они имеют определенные особенности, как, например, участие в решении проблем общесоциального характера, интеграции и распределении материальных и иных ценностей. Кроме того, к политическим видам деятельности относятся монополия на власть и государственное принуждение в национальном масштабе, а также использование в этих целях особого аппарата.

Функции политической системы связаны еще и с ее сложным внутренним строением. Ведь она состоит из различных партий, организаций, норм и стандартов, принципов и идеалов, разнообразнейших коммуникационных механизмов, благодаря которым социальные группы и отдельные люди могут общаться с властью. Последняя затрагивает интересы как огромных масс общества, так и определенных кланов (страт, семей, и так далее), причастных к руководству государством, или же тех, кто главенствует в экономике и влияет на основные ресурсы. Это управление налагает обязанности на всех без исключения. Оно может совершаться прямо, благодаря действиям доминирующих в данной стране социальных сил, и опосредованно, через различные движения и их лидеров.

Признаки политической власти определяются именно благодаря существованию и работе особой группы, специфической прослойки людей, профессионально занятых управлением в масштабах государства. Современная философия и политология имеют по большому счету два подхода к определению и анализу менеджмента общества и народа.

Первый из них (инструментальный) представляет такую структуру как некий теоретический и идеальный конструкт, дающий возможность определять и описывать свойства разных явлений в области политики, считая ее своего рода способом анализа. Таким образом, любая целостная взаимосвязь между людьми со специфическими интересами (неважно, государство, партия или движение) представляет собой самостоятельную сущность. Второй же пытается анализировать отношения власти и подчинения в конкретном обществе между группами и индивидами, а также описывать такие сложные сопутствующие явления, как политическое сознание, культура, и так далее.

Исходя из этих методик, при анализе различных моделей государств следует учитывать как системные политические функции различных явлений, так и сложившиеся между ними устойчивые связи. Они охватывают множество сфер: взаимоотношение общества и среды; организационные особенности различных элементов (собственно властная группа и различные движения и объединения, принимающие участие в социальной жизни); нормативные основы жизни различных институций, согласованность или конфликты, возникающие между ними; процессы, происходящие вследствие деятельности того или иного режима; культурно-творческие и идеологические составляющие; роль всей системы в жизни страны или на международной арене, как и ее отдельных элементов.

Функции политической системы говорят нам о том, что это сложное и многообразное явление, без которого жизнь общества была бы невозможна. Оно имеет множество внутренне организованных связей, и делится на структуры и части с разными свойствами. Ученые спорят между собой по поводу того, какова их суть, но это лишний раз дает нам возможность убедиться, что существует общее мнение насчет главного предназначения этой системы. Прежде всего, это постановка целей общества – с далеким и близким прицелом, а также его властная и политическая интеграция. Затем мобилизация ресурсов, регулирование режима социальной активности, и, наконец, легитимизация – то есть стремление к достижению такого уровня реальной жизни, которое бы соответствовало принятым нормам и стандартам. Исполняя их эффективно, система будет в целом позитивно воздействовать на жизнь страны, в которой она работает.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.