Дизельные поезда уже давно завоевали популярность во многих странах мира благодаря ряду существенных преимуществ. Эти поезда широко используются для пригородных и местных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных линиях. В нашей статье мы подробно рассмотрим устройство, особенности, достоинства и применение дизельных поездов.
Общее описание дизельных поездов
Дизельный поезд представляет собой состав из моторных и прицепных вагонов, приводимых в движение дизельным двигателем. В отличие от обычных поездов, дизельный может автономно перемещаться в обоих направлениях без перестановки локомотива. Это достигается за счет наличия кабин управления в головных вагонах.
Первые дизельные поезда появились в начале XX века, а широкое распространение получили в 1930-1950-х годах. Их основное применение - пассажирские перевозки на расстояние 50-100 км, где электрификация нецелесообразна. Дизельные поезда также используются в качестве служебного и грузового транспорта.
Основные преимущества дизельных поездов:
- Возможность использования на неэлектрифицированных линиях
- Высокая маневренность и скорость разгона
- Низкая стоимость по сравнению с электропоездами
- Простота эксплуатации и ремонта
По типу передачи различают дизель-поезда с механической, гидравлической и электрической передачей. По количеству вагонов выделяют одно- и двухсекционные составы.
Устройство дизельных поездов
Классический дизельный поезд состоит из двух головных моторных и нескольких (обычно 3-5) прицепных вагонов. Рассмотрим подробнее их устройство.
Моторные вагоны
Моторный вагон содержит:
- Кабину управления с пультом машиниста
- Дизельный двигатель (чаще с горизонтальным расположением цилиндров)
- Тяговый генератор и электродвигатели (на электропоездах)
- Тяговый привод и механическую или гидравлическую передачу
- Вспомогательные системы: топливную, охлаждения, смазки и др.
- Пассажирский салон с местами для сидения
Дизельный двигатель размещается в машинном отделении, отделенном от салона шумоизоляцией.
Прицепные вагоны
Прицепные вагоны предназначены только для размещения пассажиров и не имеют силовой установки. Иногда в их конструкции предусматриваются багажные отделения, туалеты, бары.
Головные вагоны
Головные вагоны размещаются по концам состава. Они содержат кабину управления и часто являются моторными. В некоторых дизель-поездах один головной вагон не имеет двигателя и только дистанционно управляет моторным.
Дизельные поезда в России
В СССР первые отечественные дизель-поезда появились в 1930-е годы. Наиболее распространенными сериями были:
- Д - производства венгерского завода МАВАГ в 1950-80-х гг.
- ДР1 - выпускались Рижским вагоностроительным заводом с 1963 г.
- ДР1А - модернизированная версия ДР1
В России дизель-поезда в настоящее время выпускаются на заводах Метровагонмаш , Лугансктепловоз и др. Например, современный дизель-поезд ДПКр-2 имеет максимальную скорость 160 км/ч и состоит из двух моторных и десяти прицепных вагонов.
Дизельные поезда надежны, просты в управлении и ремонте. Они экономичны и маневренны. Эти качества обеспечивают им столь широкое применение на неэлектрифицированных линиях в России и мире.
Однако у дизельных поездов есть и недостатки: шум, вибрация, загрязнение окружающей среды. Поэтому в последнее время разрабатываются гибридные и более экологичные модели.
В целом можно сказать, что дизельный подвижной состав будет широко использоваться и в обозримом будущем, несмотря на постепенное расширение электрификации.
Зарубежные дизельные поезда
Дизельные поезда получили широкое распространение не только в России, но и за рубежом. Рассмотрим наиболее известные модели и особенности их применения в разных странах.
В Германии
В Германии первый дизель-поезд - «Летучий Гамбуржец» - появился в 1933 году. Он курсировал между Берлином и Гамбургом со скоростью до 160 км/ч. В 1936 году немецкий дизель-поезд установил мировой рекорд - 205 км/ч.
С 1950-х годов в Германии строятся скоростные дизель-поезда для междугородного сообщения, которые развивают скорость до 200 км/ч. Например, популярная модель ICE TD.
В США и Канаде
В Северной Америке дизель-поезда также широко используются для пригородных пассажирских перевозок. Основные производители:
- Bombardier (Канада)
- Colorado Railcar (США)
Например, в США эксплуатируются дизель-поезда модели JetTrain , развивающие скорость до 240 км/ч.
В странах Азии
Японские дизельные поезда отличаются особо высоким уровнем комфорта и сервиса. В Китае в последние годы активно развивается высокоскоростное дизельное движение.
Одним из крупнейших производителей дизель-поездов в Азии является южнокорейская компания ROTEM. Ее поезда экспортируются во многие страны региона.
Европейские производители
В Европе лидерами в производстве дизель-поездов являются компании:
- Siemens (Германия)
- Alstom (Франция)
- Bombardier (Канада)
- CSR (Китай)
Их поезда отличаются высокой скоростью, комфортом и надежностью. Например, модель «Тальго XXI» развивает скорость до 250 км/ч.
Сравнение дизельной и электрической тяги
Давайте сравним преимущества и недостатки использования дизельных и электрических поездов.
Преимущества дизельной тяги:
- Низкая стоимость обслуживания
- Простота эксплуатации
- Возможность использования на неэлектрифицированных участках
Недостатки дизельной тяги:
- Высокий уровень шума
- Загрязнение окружающей среды
- Высокая пожароопасность топлива
Поэтому в последнее время ведутся работы по созданию гибридных и более экологичных дизельных двигателей.
Достоинства дизельных поездов
Рассмотрим основные достоинства, которые обусловливают широкое использование дизель-поездов во многих странах.
-
Высокая маневренность. Дизель-поезда могут двигаться в обоих направлениях без перестановки локомотива.
-
Возможность использования на неэлектрифицированных линиях. Это особенно актуально в слабонаселенных районах.
-
Относительная простота и дешевизна эксплуатации по сравнению с электропоездами.
-
Высокая ремонтопригодность оборудования поезда.
-
Повышенный комфорт для пассажиров благодаря отсутствию пересадок.
Благодаря этим качествам, дизельный подвижной состав будет востребован и в обозримом будущем, несмотря на развитие высокоскоростных электропоездов.
Проблемы и недостатки дизельных поездов
Наряду с достоинствами, дизельные поезда имеют и ряд недостатков.
Шум и вибрация
Высокий уровень шума и вибрации от работы дизельного двигателя создает дискомфорт для пассажиров и требует применения дополнительных мер шумоизоляции.
Загрязнение окружающей среды
Отработавшие газы дизельных двигателей содержат вредные вещества, загрязняющие атмосферу и почву вдоль железнодорожных путей.
Пожароопасность дизтоплива
Высокая пожароопасность дизельного топлива требует соблюдения мер предосторожности при заправке и эксплуатации дизель-поездов.
Технические ограничения
По сравнению с электровозами, дизель-поезда имеют меньшую мощность и ограничения по скорости. Максимальная скорость обычно не превышает 160 км/ч.
Сложности с заправкой
В отдаленных районах могут возникать сложности с обеспечением дизель-поездов топливом и своевременной заправкой.
Таким образом, наряду с несомненными достоинствами, у дизельных поездов есть и определенные недостатки, которые необходимо учитывать при их эксплуатации.
Тенденции развития дизельных поездов
Несмотря на некоторые недостатки, дизельные поезда продолжают совершенствоваться. Рассмотрим основные тенденции их развития.
Повышение скоростных характеристик
Создаются модели дизель-поездов с максимальными скоростями до 250 км/ч. Это достигается за счет форсирования дизелей, облегчения веса и аэродинамической оптимизации.
Улучшение экологичности
Применяются технологии очистки выхлопных газов, шумоизоляция, переход на экологичные виды топлива, что снижает воздействие на окружающую среду.
Повышение комфортабельности
Улучшается внутренняя отделка салонов, устанавливается современное оборудование для развлечения пассажиров и средства информирования.
Увеличение вместимости
За счет использования моторных вагонов повышенной мощности увеличивается количество прицепных вагонов в составе поезда.
Новые системы управления и диагностики
Внедряются компьютерные системы управления дизелем, диагностики узлов и агрегатов, облегчающие работу машиниста.
Таким образом, дизельные поезда активно совершенствуются, сохраняя при этом свои конкурентные преимущества.