Социальный прогресс – это понятие достаточно обширное. Оно отражает не только перемену движения общественного бытия в общественном пространстве и времени. В понятии «социальный прогресс» не фиксируется ни оценка качества развития, ни само его направление. Явление представляет собой итог общественного развития, который предполагает увеличение технологического и научного знания, а также повышение сложной общественной организации и производительности. Таким образом, социальный прогресс и его критерии отражают установление наиболее совершенных форм жизни общества. Следует при этом сказать, что совершенствование общественной жизни оказывает непосредственное воздействие на развитие личности. В связи с этим социальный прогресс в последнее время все более опирается на гуманистическую концепцию развития общества, основной целью которого является благосостояние, самоактуализация человека.
Все вышеизложенное являет собой отражение понимания самого определения как такового. При этом вопрос о наличии социального прогресса в общественной жизни рассматривается с двух противоположных точек. Первая концепция признает существование идеи, а вторая, соответственно, не признает.
К теориям, которые признают социальный прогресс, его идею и основные цели, следует, в первую очередь, отнести концепцию Парсонса (американского социолога) и концепцию Кондорсе (французского философа-социолога).
Последний в своих работах говорил о существовании законов развития в исторической плоскости. Кондорсе верил, что разум обладает способностью изменять мир на рациональных началах. По мнению философа, социальный прогресс прежде всего зависит от увеличения научного знания и всеобщего образования.
Эта концепция оказала значительное влияние на взгляды Конта. Этот французский социолог сформулировал закон о трех стадиях социального прогресса в развитии человека, в основе которого он поставил интеллектуальный прогресс.
Учения Конта и Кондорсе способствовали тому, что исследование эволюции общества стало приоритетным направлением исследования общественной жизни.
К двадцатому веку концепция легла в основу идей неоэволюционистов. Представителем этого направления стал Парсонс. По его мнению, в качестве основного критерия социального прогресса выступает усиление способности к адаптации всего общества в целом.
Концепция общественной эволюции поддерживается разными теориями постиндустриального и индустриального общества. В качестве критериев прогресса в них используются такие факторы, как степень модернизации, уровень развития в технологическом плане, преобразование науки в общественную производительную силу.
В конце 19 века и в начале 20-го специалисты отмечают некоторый триумф идей общественной эволюции. В социальной сфере все выглядит весьма оптимистично, проявляется вера в то, что успехи в технологической и научной сфере непременно приведут к улучшению благосостояния людей, а также к повышению уровня общественной жизни, в результате чего человечество сможет освободиться от нищеты, невежества и несправедливости.
Существуют теории, отвергающие прогресс. В качестве методологического основания развития этих теорий выступает утверждение о многолинейной концепции в развитии. Эта концепция обосновывает вероятностный и вариативный характер процесса, отрицая вместе с этим социальный прогресс и социальные законы.
Одним из первых с концепцией отрицания выступал Ницше. Он критиковал гуманизм и рационализм. По его мнению, любая историческая истина являет собой только иллюзию, а социальное знание не имеет и не может иметь объективности.