Вертолет Ми-8: полные технические характеристики
Вертолет Ми-8 является одной из самых массовых и успешных моделей техники подобного класса. За более чем 50-летнюю историю эксплуатации он зарекомендовал себя надежной и универсальной боевой машиной.
Общее описание конструкции
Ми-8 представляет собой многоцелевой вертолет классической одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Он оснащен парой турбовальных двигателей ТВ2-117 или ТВ3-117 мощностью 1500-1650 л.с. каждый, работающих через общий редуктор на один вал несущего винта. Максимальный взлетный вес машины составляет 12 тонн.
Вертолет Ми-8, и его модификации, самый массовый двухдвигательный вертолет в мире (в общей сложности построено более 17 тыс. экземпляров всех модификаций); является самым массовым вертолетом в истории авиации [7].
Основное предназначение Ми-8 - перевозка людей и различных грузов. Он может использоваться в гражданских целях для пассажирских перевозок, санитарных задач, прокладки ЛЭП, тушения пожаров. Также вертолет применяется в интересах Вооруженных сил для доставки личного состава, вооружений, боеприпасов, эвакуации раненых.
Конструкция фюзеляжа
Фюзеляж Ми-8 представляет собой цельнометаллический полумонокок переменного сечения с тремя основными отсеками:
- Носовая часть - кабина экипажа с тремя рабочими местами пилотов;
- Центральный отсек - грузопассажирская кабина;
- Хвостовая часть с концевой балкой для размещения приводов рулевого винта.
Для повышения живучести машины подкапотное пространство моторного отсека разделено противопожарными перегородками на три изолированные секции. Вертолет снабжен неубираемым трехстоечным шасси с тормозными колесами на основных стойках.
Характеристики силовой установки
Силовая установка Ми-8T состоит из:
- Двух турбовальных двигателей ТВ3-117 мощностью по 1650 л.с.;
- Вспомогательной силовой установки АИ-9 мощностью 30 л.с.;
- Главного редуктора ВР-8;
- Промежуточного редуктора ПР-8;
- Хвостового редуктора ХР-8;
- Трансмиссии с соединительными валами;
- Пятилопастного несущего винта диаметром 21,29 м;
- Трехлопастного рулевого винта диаметром 3,91 м.
Двигатель АИ-9В используется для запуска основных двигателей и подзарядки бортовой пневмосистемы. Он способен обеспечить от 3 до 7 запусков ТВ3-117 без подключения наземных источников.
Летно-технические характеристики Ми-8Т
Максимальная взлетная масса | 11 700 кг |
Максимальная скорость | 250 км/ч |
Крейсерская скорость | 220-230 км/ч |
Дальность полета | 565 км |
Практический потолок | 4 500 м |
Экипаж | 3 чел. |
Полезная нагрузка | 4 000 кг |
Топливная система Ми-8Т имеет полную заправочную емкость 3 100 литров, что позволяет совершать полеты продолжительностью до 3,5 часов в штатном режиме.
Вооружение транспортно-десантного варианта
Транспортный вертолет Ми-8Т предусматривает возможность подвески вооружения для огневой поддержки десанта или самообороны. В состав вооружения могут входить:
- Четыре пулеметные установки с ПК патронами калибра 7,62 мм;
- Две пусковые установки неуправляемых ракет С-8 калибра 80 мм - по 20 ракет на каждой;
- До 16 авиабомб калибром от 50 до 250 кг.
Общий боекомплект составляет до 2 тонн при сохранении полезной нагрузки порядка 1,5-2 тонны.
Система управления вертолетом
Управление Ми-8 осуществляется изменением вектора тяги несущего винта посредством:
- Регулировки общего шага лопастей с помощью ручки «шаг-газ»;
- Циклического изменения углов установки лопастей с помощью ручки продольно-поперечного управления;
- Управления тягой и моментом рулевого винта от педалей путевого управления.
Для облегчения пилотирования в состав автоматики Ми-8 входит четырехканальный автопилот АП-34Б, стабилизирующий полет по курсу, тангажу, крену и высоте. Также установлена система ограничения перемещений органов управления СППУ-52 в зависимости от высотно-скоростных параметров.
Особенности эксплуатации
Вертолет Ми-8 адаптирован для взлета и посадки в сложных климатических и географических условиях. Он способен эксплуатироваться круглые сутки при температуре от -50 до +50°C. Ми-8 может садиться на неподготовленные площадки с травяным, песчаным, грунтовым и снежным покрытием.
Благодаря мощной силовой установке вертолет обладает значительным запасом подъемной силы. Это позволяет ему перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы весом до 4 тонн на внешней подвеске.
Различия модификаций
За годы производства конструкция Ми-8 претерпела множество изменений, направленных на улучшение его "тактико-технических характеристик":
- Установка более мощных двигателей ТВ3-117;
- Модернизация трансмиссии и хвостового винта;
- Переделка системы электроснабжения;
- Усиление элементов планера.
В результате появились значительно отличающиеся от базовой модели варианты Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ, Ми-171 и другие.
Ми-8МТВ-1
Ми-8МТВ-1 является усовершенствованным вариантом машины. Эта модификация оснащена новейшим комплексом бортового оборудования и вооружения. Ключевые "технические характеристики" Ми-8МТВ-1:
- Дальность полета увеличена до 800 км;
- Максимальная скорость - 260 км/ч;
- Новая АЗС с четырьмя КАУ-115;
- Усиленная противопожарная система;
- Современный комплекс РЭБ.
"Тактико-технические характеристики" вертолета Ми-8МТВ позволяют эффективно применять его для решения сложных боевых задач.
"Ми-8МТВ" в боевых действиях
Благодаря мощному стрелковому вооружению, бронезащите и системам РЭБ вертолет Ми-8МТВ успешно использовался в локальных конфликтах последних десятилетий.
Так, машины этой модификации принимали активное участие в боевых действиях в Афганистане, Чечне, Сирии и других "горячих точках". Их боевой опыт подтвердил высокую эффективность применения Ми-8МТВ в современных войнах.
Гражданские модификации
Помимо военных вариантов, выпускаются гражданские модификации вертолета Ми-8/17. К примеру, Ми-171 предназначен для выполнения широкого спектра задач:
- Пассажирские перевозки до 24 человек;
- Грузовые операции массой до 4 тонн;
- Поисково-спасательные работы;
- Пожаротушение;
- Строительно-монтажные работы.
Высокие "технические характеристики" делают Ми-171 востребованной машиной для коммерческого применения.
Заключение
Вертолет Ми-8 за долгие годы эксплуатации зарекомендовал себя как надежная боевая машина универсального применения. Его модификации и по сей день составляют основу парка армейской авиации многих стран мира. Прочная конструкция, высокие летно-технические данные, возможность нести разнообработое вооружение - вот основные качества, обеспечившие успех Ми-8.