Как выглядит самолет: фотографии разных моделей воздушных судов

Как выглядит самолет - вопрос, который интересует многих. В этой статье мы рассмотрим различные модели воздушных судов, их внешний вид и особенности. Узнаете, чем отличаются пассажирские лайнеры от военных истребителей, как выглядят сверхзвуковые самолеты и летательные аппараты прошлых лет.

Классификация самолетов

Самолеты классифицируют по различным признакам:

  • По назначению: пассажирские, транспортные, военные и др.
  • По типу двигателя: поршневые, турбовинтовые, реактивные.
  • По количеству крыльев: монопланы, бипланы, трипланы.
  • По компоновке: низкопланы, среднепланы, высокопланы.

Это лишь некоторые из множества признаков. Давайте теперь рассмотрим более подробно различные типы самолетов.

Внешний вид пассажирских авиалайнеров

Пассажирские самолеты или авиалайнеры бывают двух основных типов:

  1. Узкофюзеляжные - с одним рядом кресел. Примеры: Boeing 737, Airbus A320 .
  2. Широкофюзеляжные или аэробусы - с двумя и более рядами кресел. Примеры: Boeing 747, Airbus A380.

Они имеют обтекаемую форму фюзеляжа, большие размахи крыльев и хвостовое оперение. В носовой части располагается кабина пилота с панорамным обзором. За ней следует пассажирский салон с иллюминаторами и комфортными креслами. В хвосте находится багажное отделение и туалеты.

Двигатели пассажирских лайнеров шумозащищены и расположены либо на крыльях, либо на хвостовой балке.

Пассажирские самолеты рассчитаны на большую пассажировместимость, комфорт и безопасность.

Особенности военных истребителей

Военный истрибитель

Военные самолеты-истребители сильно отличаются по внешнему виду от гражданских.

У них фюзеляж плавно сужается к хвосту для уменьшения лобового сопротивления. Крылья малого размаха со стреловидностью для высоких скоростей полета. Широко распространена схема "утка" с оперением сзади.

Двигатели чаще установлены внутри фюзеляжа, гондолы шасси убираются в полете. Хвостовое оперение однокилевое или Т-образное. Фонарь кабины обычно состоит из нескольких частей, отдельно выделяется фонарь прицеливания.

Наличие вооружения Системы радиолокации и навигации
Оборудование для полетов на сверхзвуке Специальное покрытие обшивки, поглощающее радиоволны

Это лишь некоторые из характерных особенностей, отличающих военные истребители от гражданских лайнеров.

Винтовые самолеты прошлого

Рассмотрим теперь, как выглядели одни из первых самолетов.

Первые успешные полеты выполнили братья Райт в 1903 году на аппарате собственной конструкции. Он представлял собой двухместный двухмоторный биплан с деревянным каркасом, обшитый тканью. Управление осуществлялось изменением углов атаки крыльев при помощи поворота пилотом рычагов управления. Вместо шасси были установлены полозья для взлета со стартовой катапульты.

Другой известный винтомоторный самолет начала XX века - Фарман-4. Это был одноместный моноплан со стабилизатором и рулями высоты в передней части. Внизу крыла располагалось шасси велосипедного типа с колесами. Позже появились модификации с увеличенным до 3-4 мест числом пассажирских сидений.

Первые попытки создания самолета

Одна из самых ранних попыток создать летательный аппарат была предпринята в России в 1882 году морским офицером Александром Можайским. Он сконструировал самолет с паровой машиной, однако ее мощности не хватало для совершения полноценного полета.

Также известны проекты первых самолетов французского офицера Феликса дю Тампля 1874 года и англичанина Уильяма Хенсона 1843 года.

Прорыв произошел лишь в начале XX века, когда братья Райт, комбинируя инженерный опыт предшественников и собственные исследования, создали первый управляемый полет. Именно наличие средств управления стало ключом к созданию полноценного летательного аппарата.

Самолет братьев Райт оснащался элеронами - подвижными частями крыла, отклоняющимися в противоположные стороны для создания дифференциального подъемной силы. Это позволяло выполнять развороты вокруг продольной оси.

Также был руль высоты для управления тангажом и руль направления для управления рысканием. Все это в сочетании с центром тяжести, смещенным вперед относительно центра давления крыла, обеспечивало устойчивость и управляемость первого в мире самолета.

В дальнейшем по мере развития авиации средства управления совершенствовались. Появились элероны Фриза, элевоны, интерцепторы, закрылки, предкрылки и многое другое.

Но принцип управления, заложенный еще братьям Райт, до сих пор лежит в основе всех современных самолетов.

В дальнейшем по мере развития авиации средства управления совершенствовались. Появились элероны Фриза, элевоны, интерцепторы, закрылки, предкрылки и многое другое.

Самолет прошлого

Как менялся облик гражданских самолетов

Первые пассажирские самолеты в начале XX века базировались на аэропланах типа Фарман. С течением времени их внешний вид и конструкция существенно эволюционировали.

В 20-30-е годы появились цельнометаллические низкопланы вместимостью до 12 пассажиров, такие как ПС-9 и ХАИ-1. Затем началось производство 21-местных ПС-84 на базе американского DC-3.

Самолеты с изменяемой геометрией крыла

Особую категорию составляют самолеты, у которых в полете меняется форма крыла. Так, у истребителя Су-24 стреловидность крыла увеличивается при разгоне для снижения лобового сопротивления.

Американский бомбардировщик B-1 Lancer имеет крыло с изменяемой стреловидностью от 15 до 67 градусов. Это позволяет совмещать хорошие взлетно-посадочные характеристики с высокими скоростями полета.

Окраска и опознавательные знаки на самолетах

Самолеты часто украшают яркой и необычной раскраской. Это особенно характерно для пассажирских авиакомпаний, использующих ее как часть фирменного стиля.

Также на бортах размещают опознавательные знаки - буквенно-цифровые коды, позволяющие идентифицировать конкретный экземпляр самолета.

Перспективные технологии в авиастроении

Сегодня ведутся разработки новых авиационных технологий, которые коренным образом изменят облик самолетов в ближайшие десятилетия.

Одним из перспективных направлений являются летательные аппараты с гибридной силовой установкой, сочетающей газотурбинный двигатель и электромотор. Это позволит значительно снизить расход топлива и вредные выбросы.

Экзотические самолеты

Наряду с традиционными схемами, существуют и необычные экзотические проекты самолетов.

К примеру, американская компания Aerion разрабатывает бизнес-джет AS2 со складным крылом. В полете оно будет раскладываться для увеличения подъемной силы на взлете и посадке.

Концепты летательных аппаратов

Самолет будущего

Зачастую авиаконструкторы предлагают футуристические концепты, не имеющие аналогов.

К примеру, разработан проект гиперзвукового пассажирского самолета "Искра" со скоростью полета в 7000 км/ч. Он сможет перевозить пассажиров по суборбитальной траектории на высоте около 100 км.

Альтернативные схемы самолетов

Помимо традиционных схем с хвостовым оперением, изучаются варианты бесхвостых самолетов, использующих принцип несущего фюзеляжа.

В них подъемная сила создается за счет особой аэродинамической формы корпуса, а устойчивость обеспечивается системами автоматического управления полетом.

Электрические самолеты

Перспективным трендом являются полностью электрические самолеты.

В отличие от обычных воздушных судов, они оснащаются электродвигателями и аккумуляторными батареями вместо реактивных двигателей. Это позволяет снизить шумность, вредные выбросы и затраты на топливо.

Гибридные силовые установки

Переходным этапом от традиционных двигателей внутреннего сгорания к полностью электрическим может стать использование гибридных силовых установок.

Они объединяют преимущества электромотора и газотурбинного двигателя. Последний вырабатывает электроэнергию для зарядки аккумуляторов и вращения винта.

Самолеты на солнечных батареях

Еще одна разрабатываемая концепция – это самолеты с солнечными батареями в качестве источника питания.

Огромные крылья таких летательных аппаратов одновременно выполняют аэродинамические функции и несут на себе фотоэлементы, преобразующие солнечный свет в электричество.

Автономные беспилотные самолеты

Активно создаются беспилотные летательные аппараты, способные выполнять полеты без участия человека.

Они оснащаются автопилотом и комплексом датчиков для автономной навигации. Применяются в различных областях - от картографирования местности до доставки грузов.

Перспективы развития

Можно предположить, что в будущем появятся самолеты с качественно новыми характеристиками и возможностями. Они коренным образом изменят представления о воздушном транспорте.

Надеемся, теперь вы лучше понимаете, как выглядит самолет. Успехов!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.