Евгения Ханаева - уникальная актриса с яркой внешностью и неординарным талантом. Она прожила недолгую, но насыщенную жизнь, полную драматических поворотов судьбы.
Детство в семье известного оперного певца
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Ногинске (в то время - Богородск) Московской области. Ее отец, Никандр Сергеевич Ханаев, был известным оперным певцом, солистом Большого театра, обладателем уникального тенора.
За свою певческую карьеру Никандр Ханаев трижды становился лауреатом Сталинской премии, а в 1951 году ему было присвоено почетное звание Народный артист СССР.
Выступления Никандра Ханаева неоднократно посещал Иосиф Сталин, что свидетельствует о его исключительной популярности. Неудивительно, что обласканному властью певцу предоставили роскошную пятикомнатную квартиру в центре Москвы, где и прошло детство будущей знаменитой актрисы.
С ранних лет Евгения Ханаева увлекалась музыкой и театром, проводя много времени за кулисами Большого театра на выступлениях отца. Однако Никандр Сергеевич не хотел, чтобы дочь пошла по его стопам, и настоял, чтобы после школы она поступила в МГУ на юридический факультет.
Биография Евгении Ханаевой: учеба в театральных вузах
Проучившись в МГУ два года, Евгения поняла, что ее истинное призвание - театральное искусство. Вопреки воле отца в 1939 году она поступила в Театральное училище имени Щукина, а затем продолжила обучение в легендарной Школе-студии МХАТ, которую окончила в 1947 году.
- 1939 - поступление в Театральное училище им. Щукина.
- 1941 - переход в Московское городское театральное училище.
- 1947 - окончание Школы-студии МХАТ.
Уже в студенческие годы Ханаева отличалась яркой творческой индивидуальностью и играла ведущие роли во всех учебных спектаклях. Однако ее нестандартная внешность не позволила сразу занять достойное место в труппе МХАТа после окончания вуза.
Начало работы в МХАТе: трудности и первые успехи
C 1947 года Евгения Ханаева - актриса МХАТа имени Горького. Однако педагоги сразу предупредили актрису Ханаеву, что с ее внешностью рассчитывать на главные роли не стоит. Первое время ей доставались лишь второстепенные роли в различных спектаклях театра.
Лишь в 1962 году ей выпал шанс блеснуть в главной роли. Когда заболела актриса, игравшая королеву Елизавету в пьесе Ф.Шиллера «Мария Стюарт», эту роль доверили Евгении Ханаевой. И она сумела покорить зрителей и критиков, получив бурные овации и восторженные рецензии. Казалось, это должно было стать переломным моментом в ее судьбе, но пришлось еще долго ждать по-настоящему ярких работ.
1958 | Роль Варвары в спектакле "Егор Булычев и другие" |
1962 | Роль королевы Елизаветы в "Марии Стюарт" |
1968 | Роль Полины в "Чайке" по пьесе А.П.Чехова |
Лишь когда в 1970 году главным режиссером МХАТа стал Олег Ефремов, ситуация изменилась. Ефремов разглядел талант Ханаевой и стал активно задействовать ее в своих лучших постановках.
Расцвет таланта при Олеге Ефремове
C приходом Олега Ефремова начался период расцвета таланта Евгении Ханаевой. Она получила целый ряд ярких ролей в новых спектаклях МХАТа. Блеснула в классических пьесах Горького, Чехова, Шекспира.
- Зинаида Лебедева в "Иванове" по Чехову.
- Иоанна в "Чудотворце" по пьесе Шоу.
- Герцогиня Йоркская в "Ричарде III" Шекспира.
Именно Ефремов поверил в кинематографический потенциал Ханаевой и в 1980 году пригласил ее на роль Анны Романовны в телефильм "Старый Новый год".
Биография актрисы Ханаевой: начало кинокарьеры в зрелом возрасте
Несмотря на очевидный актерский талант, дебют Ханаевой в кино состоялся довольно поздно - лишь в 1966 году она сыграла эпизодическую роль в фильме "Человек без паспорта". В следующий раз на съемочную площадку она попала только в 1972 году.
Взлет популярности в кино в 1970-х годах
По-настоящему яркие и запоминающиеся роли в кино пришли к Евгении Ханаевой лишь во второй половине 1970-х годов. В январе 1977 года на экраны вышел фильм "Розыгрыш" с Ханаевой в роли учительницы Марии Девятовой. Эта роль принесла актрисе всесоюзную славу и любовь миллионов зрителей.
А в 1978 году последовала еще одна культовая киноработа - роль Изольды Тихоновны в комедии "По семейным обстоятельствам". После этих двух фильмов к Ханаевой пришло признание как к выдающейся мастерице острохарактерных комедийных ролей.
Участие в культовой картине "Москва слезам не верит"
Настоящим триумфом в карьере Евгении Ханаевой стала роль матери Рудольфа Рачкова в легендарной мелодраме "Москва слезам не верит", вышедшей на экраны в феврале 1980 года.
Этот фильм был номинирован на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке», а имена всех актеров ленты получили мировую известность.
После грандиозного успеха картины к Ханаевой пришла слава одной из самых выдающихся советских актрис театра и кино.
Евгения Ханаева: запоминающиеся киноработы 1970-80-х годов
За 15 лет кинокарьеры Евгения Ханаева снялась всего в двадцати фильмах, но почти каждая ее роль была яркой и запоминающейся. Вот лишь некоторые из лучших ее работ в кино этого периода:
- Анна Романовна в «Старом Новом годе» (1972).
- Мария Девятова в «Розыгрыше» (1976).
- Изольда Тихоновна в «По семейным обстоятельствам» (1977).
- Мать Рачкова в «Москва слезам не верит» (1980).
При этом актриса продолжала блистать и на театральной сцене, создавая запоминающиеся образы в спектаклях МХАТа имени Горького.
Нелегкая личная жизнь талантливой актрисы
Личная жизнь Евгении Ханаевой так же как и творческая судьба, была полна драматических коллизий. Еще будучи студенткой, она влюбилась в сына известного актера Константина Градополова. Их роману не имел счастливого финала.
Брак с Анатолием Успенским тоже оказалось неудачным, хотя в этом браке родился сын Владимир. Когда Ханаева ушла к другому мужчине, актеру Льву Иванову, отношения с сыном на долгие годы прервались.
Трагическая автокатастрофа
В середине 1980-х годов произошло трагическое событие, косвенно ставшее причиной преждевременной кончины актрисы. Евгения Ханаева попала в серьезное ДТП.
По одной из версий, актриса ехала на большой скорости и не успела затормозить на красный свет. В результате резкого торможения ее голова сильно дернулась назад, а шейный отдел позвоночника ударился об основание черепа.
Эта травма со временем привела к развитию опухоли в области шеи, которая стала причиной сильных головных болей.
Невыносимые боли и решение об операции
Со временем у Ханаевой развились невыносимые головные боли, от которых не помогали обезболивающие препараты. Обследование показало наличие опухоли в шейном отделе позвоночника, связанной с последствиями аварии.
Терпеть мучения от боли актриса больше не могла, и после консультаций с ведущими нейрохирургами Москвы она приняла решение о проведении сложной операции по удалению опухоли, несмотря на отсутствие стопроцентных гарантий успеха.
Роковая операция
Операция по удалению опухоли у Евгении Ханаевой, проведенная осенью 1987 года, закончилась трагедией - после ее окончания актриса впала в кому и не пришла в сознание.
8 ноября 1987 года сердце Ханаевой перестало биться. Жизнь выдающейся актрисы оборвалась на 67-м году.
Посмертные почести
За несколько дней до смерти, Евгении Ханаевой было присвоено почетное звание Народная артистка СССР. Однако об этом актриса так и не узнала.
Ханаеву похоронили на Введенском кладбище в Москве, где покоится прах многих выдающихся деятелей российской культуры.
Имя этой удивительной актрисы навсегда вписано в историю отечественного театра и кино.
Память об актрисе
Уход из жизни Евгении Ханаевой в расцвете творческих сил потряс всех поклонников ее таланта. Однако память об этой удивительной актрисе навсегда сохранится в сердцах зрителей.
Документальные фильмы
Творчеству и судьбе Ханаевой посвящен ряд документальных лент, в том числе фильмы:
- «Актриса с характером».
- «Загадка Евгении Ханаевой».
- «Жизнь как театр».
Мемориальная доска
В память о Евгении Ханаевой на доме в Ногинске, где она родилась, установлена мемориальная доска.
Книги и статьи о Ханаевой
О жизни и творчестве актрисы написаны интересные книги и многочисленные журнальные публикации.
Цитаты Ханаевой
В памяти поклонников запечатлелись яркие высказывания самой Ханаевой о театре, кино и актерской профессии:
«Главное для артиста - быть правдивым, а остальное приложится».
«Театр - это храм, а актер в нем как священнослужитель».
Эти и другие изречения Евгении Ханаевой живут в памяти тех, кто ценит подлинный талант и душу настоящего артиста.
Наследие Евгении Ханаевой
До Ханаевой в советском кино преобладали образы строгих, независимых героинь. А Евгения Никандровна ввела в моду типаж «домашней», обычной женщины со всеми слабостями и недостатками.
Ханаева своим примером доказала, что и актрисы второго плана могут сыграть по-настоящему запоминающиеся роли и получить признание миллионов зрителей.
Успех фильмов с участием Евгении Ханаевой во многом предопределил взлет популярности жанра семейной мелодрамы в отечественном кино 1980-х годов.
Яркая индивидуальность и блистательные работы Ханаевой вдохновили немало молодых актрис, мечтающих повторить ее успех.
Она успела многое - сыграть десятки ярких ролей в театре и кино, стать народной любимицей, повлиять на развитие отечественной культуры.
Ее творческое наследие поистине бесценно для российского искусства.
Ханаева обогатила МХАТ галереей запоминающихся женских образов, олицетворяющих русский национальный характер.
Знаковые роли в истории кино
В историю отечественного кинематографа Евгения Никандровна вошла как создательница по-настоящему культовых женских образов в таких фильмах, как "Розыгрыш", "По семейным обстоятельствам", "Москва слезам не верит".