Рулевая сошка - ответственный узел рулевого управления. От ее технического состояния напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. Давайте разберемся, как правильно выбрать и установить сошку, чтобы обеспечить надежное управление автомобилем.
Устройство рулевой сошки
Рулевая сошка представляет собой рычаг, который соединяет вал рулевой колонки с тягами рулевой трапеции
. Она преобразует вращательное движение вала в поступательное перемещение тяг, благодаря чему происходит поворот управляемых колес автомобиля.
Сошка рулевого управления входит в узел управления автомобилем и является одной из основных деталей, обеспечивающих работу данного механизма.
В рулевом механизме цошка соединена с валом при помощи шлицевого соединения и стопорной гайки. Верхний конец сошки шарнирно крепится к продольной тяге рулевой трапеции.
- Существует несколько разновидностей сошек в зависимости от типа рулевого механизма:
- Для червячной передачи;
- Для реечного механизма;
- Со встроенными ограничителями хода.
Сошки изготавливаются из прочной конструкционной стали
методами штамповки или механической обработки. Для увеличения износостойкости применяют закалку, а рабочие поверхности подвергаются термообработке.
Диагностика неисправностей рулевой сошки
Основные признаки выхода сошки из строя:
- Повышенный люфт рулевого колеса;
- Стуки при повороте;
- Затрудненное вращение рулевого колеса;
- Увод автомобиля в сторону.
Для проверки сошки необходимо:
- Поднять переднюю ось на подъемнике;
- Попеременно покачивая колесо из стороны в сторону, проверить люфт в шарнирах - допустимо до 2 мм;
- Оценить состояние резиновых шарнирных чехлов;
- Убедиться в отсутствии трещин и деформаций на корпусе сошки.
Допустимый износ отверстия подшипника сошки | До 1 мм |
Допустимый износ шлицев под гайку сошки | До 0,5 мм |
При превышении допусков или обнаружении трещин необходима замена сошки.
Выбор сошки при замене
Рулевая сошка
относится к ответственным деталям рулевого управления, поэтому при выборе запчастей следует отдавать предпочтение фирменным запасным частям.
Оригинальные сошки гарантируют соответствие всем требованиям завода-изготовителя по прочности и износостойкости. Они имеют больший ресурс работы по сравнению с дешевыми аналогами.
Однако цена на оригинальные запчасти выше. В таком случае можно использовать качественные неоригинальные сошки от известных производителей.
Особенности усиленных сошек
Для внедорожников и грузовиков повышенной проходимости используются усиленные сошки. Они отличаются:
- Утолщенным профилем;
- Увеличенным диаметром отверстий под втулки;
- Повышенной твердостью материала (50-55 HRC).
Такие сошки рассчитаны на большие нагрузки при движении по пересеченной местности, наездах на крупные препятствия.
Особенности сошек для отечественных автомобилей
На автомобилях ВАЗ, в частности на ВАЗ-2106, устанавливался червячный рулевой механизм с сошкой упрощенной конструкции, состоящей из двух частей, соединяемых болтами.
Ресурс таких сошек невысок из-за конструктивных недостатков. При замене рекомендуется использовать цельнокованые или сварные сошки повышенной жесткости.
Замена сошки на автомобиле УАЗ Патриот
Внедорожники УАЗ комплектуются прочной литой сошкой, однако и она со временем приходит в негодность.
- Для демонтажа сошки с внедорожника УАЗ Патриот необходимо снять рулевую тягу и открутить гайку крепления к валу;
- Затем аккуратно снять старую сошку и вал рулевого механизма с автомобиля;
- Перед установкой новой сошки очистить посадочные места и смазать консистентной смазкой;
- Произвести сборку в обратном порядке, контролируя момент затяжки крепежа.
Особенности сошки военного моста "Буханка"
На армейском внедорожнике повышенной проходимости - военном мосте "Буханка" применяется прочная штампованная сошка с увеличенной толщиной профиля.
При движении по сложным участкам местности сошка испытывает экстремальные нагрузки, поэтому особое внимание необходимо уделять состоянию крепежа сошки, регулярно подтягивая болтовые соединения.
Специфика ремонта и обслуживания сошки
Для обеспечения долгого срока службы сошки рекомендуется:
- Регулярно проверять и подтягивать крепежные соединения;
- Своевременно устранять люфт в шарнирах;
- Контролировать герметичность защитных чехлов;
- При обнаружении деформаций или трещин на корпусе - немедленно менять сошку.
Регулировка положения сошки
После установки новой сошки или ремонта рулевого механизма требуется выполнить регулировку положения сошки относительно продольной тяги рулевой трапеции.
Для этого необходимо:
- Установить колеса в положение для движения прямо и заблокировать рулевое управление;
- Отцентровать рулевой механизм, вращая торцевую гайку;
- Затянуть гайку крепления сошки, контролируя ее нейтральное положение.
Правильная регулировка важна для обеспечения одинаковых максимальных углов поворота колес в обе стороны и предотвращения преждевременного износа шарниров рулевых тяг.
Типичные ошибки при замене сошки
Чтобы избежать возможных проблем после замены сошки, необходимо контролировать следующие моменты:
- Люфт и степень затяжки крепежных соединений;
- Соосность отверстий в сошке и вале рулевой колонки;
- Нейтральное положение сошки;
- Затяжку гаек с рекомендованным моментом.
При сомнениях в правильности выполнения работ лучше обратиться к профессиональному автослесарю.
Профилактика поломок сошки
Для предотвращения преждевременного выхода сошки из строя рекомендуется:
- Выполнять замену сошки при достижении предельных значений люфтов;
- Использовать качественные оригинальные или полноценные аналоги запчастей;
- Регулярно проверять крепеж на надежность;
- Своевременно устранять возникающие стуки, люфты, вибрацию;
- Не эксплуатировать автомобиль при обнаруженных повреждениях сошки.
Выполнение этих простых рекомендаций позволит надолго забыть о проблемах с сошкой рулевого управления.
Признаки необходимости замены сошки
На неисправность сошки могут указывать:
- Повышенный люфт руля;
- Отклонение автомобиля в одну сторону;
- Неравномерность поворота колес;
- Вибрация рулевого колеса;
- Стуки при вращении руля.
При появлении подобных симптомов нужно остановиться и проверить состояние сошки - наличие деформаций, трещин, люфтов в отверстиях. При обнаружении дефектов требуется замена сошки.