Рулевая сошка: устройство и особенности ухода

Рулевая сошка - ответственный узел рулевого управления. От ее технического состояния напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. Давайте разберемся, как правильно выбрать и установить сошку, чтобы обеспечить надежное управление автомобилем.

Устройство рулевой сошки

Рулевая сошка представляет собой рычаг, который соединяет вал рулевой колонки с тягами рулевой трапеции. Она преобразует вращательное движение вала в поступательное перемещение тяг, благодаря чему происходит поворот управляемых колес автомобиля.

Сошка рулевого управления входит в узел управления автомобилем и является одной из основных деталей, обеспечивающих работу данного механизма.

В рулевом механизме цошка соединена с валом при помощи шлицевого соединения и стопорной гайки. Верхний конец сошки шарнирно крепится к продольной тяге рулевой трапеции.

  • Существует несколько разновидностей сошек в зависимости от типа рулевого механизма:
  • Для червячной передачи;
  • Для реечного механизма;
  • Со встроенными ограничителями хода.

Сошки изготавливаются из прочной конструкционной стали методами штамповки или механической обработки. Для увеличения износостойкости применяют закалку, а рабочие поверхности подвергаются термообработке.

Диагностика неисправностей рулевой сошки

Основные признаки выхода сошки из строя:

  • Повышенный люфт рулевого колеса;
  • Стуки при повороте;
  • Затрудненное вращение рулевого колеса;
  • Увод автомобиля в сторону.

Для проверки сошки необходимо:

  1. Поднять переднюю ось на подъемнике;
  2. Попеременно покачивая колесо из стороны в сторону, проверить люфт в шарнирах - допустимо до 2 мм;
  3. Оценить состояние резиновых шарнирных чехлов;
  4. Убедиться в отсутствии трещин и деформаций на корпусе сошки.
Допустимый износ отверстия подшипника сошки До 1 мм
Допустимый износ шлицев под гайку сошки До 0,5 мм

При превышении допусков или обнаружении трещин необходима замена сошки.

Выбор сошки при замене

Рулевая сошка относится к ответственным деталям рулевого управления, поэтому при выборе запчастей следует отдавать предпочтение фирменным запасным частям.

Оригинальные сошки гарантируют соответствие всем требованиям завода-изготовителя по прочности и износостойкости. Они имеют больший ресурс работы по сравнению с дешевыми аналогами.

Однако цена на оригинальные запчасти выше. В таком случае можно использовать качественные неоригинальные сошки от известных производителей.

Особенности усиленных сошек

Для внедорожников и грузовиков повышенной проходимости используются усиленные сошки. Они отличаются:

  • Утолщенным профилем;
  • Увеличенным диаметром отверстий под втулки;
  • Повышенной твердостью материала (50-55 HRC).

Такие сошки рассчитаны на большие нагрузки при движении по пересеченной местности, наездах на крупные препятствия.

Особенности сошек для отечественных автомобилей

Рулевая сошка ВАЗ

На автомобилях ВАЗ, в частности на ВАЗ-2106, устанавливался червячный рулевой механизм с сошкой упрощенной конструкции, состоящей из двух частей, соединяемых болтами.

Ресурс таких сошек невысок из-за конструктивных недостатков. При замене рекомендуется использовать цельнокованые или сварные сошки повышенной жесткости.

Замена сошки на автомобиле УАЗ Патриот

Внедорожники УАЗ комплектуются прочной литой сошкой, однако и она со временем приходит в негодность.

  1. Для демонтажа сошки с внедорожника УАЗ Патриот необходимо снять рулевую тягу и открутить гайку крепления к валу;
  2. Затем аккуратно снять старую сошку и вал рулевого механизма с автомобиля;
  3. Перед установкой новой сошки очистить посадочные места и смазать консистентной смазкой;
  4. Произвести сборку в обратном порядке, контролируя момент затяжки крепежа.

Особенности сошки военного моста "Буханка"

На армейском внедорожнике повышенной проходимости - военном мосте "Буханка" применяется прочная штампованная сошка с увеличенной толщиной профиля.

При движении по сложным участкам местности сошка испытывает экстремальные нагрузки, поэтому особое внимание необходимо уделять состоянию крепежа сошки, регулярно подтягивая болтовые соединения.

Рулевая сошка "Буханки"

Специфика ремонта и обслуживания сошки

Для обеспечения долгого срока службы сошки рекомендуется:

  • Регулярно проверять и подтягивать крепежные соединения;
  • Своевременно устранять люфт в шарнирах;
  • Контролировать герметичность защитных чехлов;
  • При обнаружении деформаций или трещин на корпусе - немедленно менять сошку.

Регулировка положения сошки

После установки новой сошки или ремонта рулевого механизма требуется выполнить регулировку положения сошки относительно продольной тяги рулевой трапеции.

Для этого необходимо:

  1. Установить колеса в положение для движения прямо и заблокировать рулевое управление;
  2. Отцентровать рулевой механизм, вращая торцевую гайку;
  3. Затянуть гайку крепления сошки, контролируя ее нейтральное положение.

Правильная регулировка важна для обеспечения одинаковых максимальных углов поворота колес в обе стороны и предотвращения преждевременного износа шарниров рулевых тяг.

Типичные ошибки при замене сошки

Чтобы избежать возможных проблем после замены сошки, необходимо контролировать следующие моменты:

  • Люфт и степень затяжки крепежных соединений;
  • Соосность отверстий в сошке и вале рулевой колонки;
  • Нейтральное положение сошки;
  • Затяжку гаек с рекомендованным моментом.

При сомнениях в правильности выполнения работ лучше обратиться к профессиональному автослесарю.

Профилактика поломок сошки

Для предотвращения преждевременного выхода сошки из строя рекомендуется:

  1. Выполнять замену сошки при достижении предельных значений люфтов;
  2. Использовать качественные оригинальные или полноценные аналоги запчастей;
  3. Регулярно проверять крепеж на надежность;
  4. Своевременно устранять возникающие стуки, люфты, вибрацию;
  5. Не эксплуатировать автомобиль при обнаруженных повреждениях сошки.

Выполнение этих простых рекомендаций позволит надолго забыть о проблемах с сошкой рулевого управления.

Признаки необходимости замены сошки

На неисправность сошки могут указывать:

  • Повышенный люфт руля;
  • Отклонение автомобиля в одну сторону;
  • Неравномерность поворота колес;
  • Вибрация рулевого колеса;
  • Стуки при вращении руля.

При появлении подобных симптомов нужно остановиться и проверить состояние сошки - наличие деформаций, трещин, люфтов в отверстиях. При обнаружении дефектов требуется замена сошки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.