Двигатель ВАЗ-21116: достоинства и недостатки

Двигатель ВАЗ-21116 - последняя модификация легендарных "восьмерок" АвтоВАЗа. Этот мотор сочетает в себе проверенную временем надежность и современные технологии. Давайте разберемся в его достоинствах и недостатках.

История создания двигателя ВАЗ-21116

Начало 2000-х годов ознаменовалось двумя важными событиями для АвтоВАЗа: подготовкой к выпуску новой модели Lada Granta и необходимостью перехода всей модельной линейки на экологический стандарт Евро-4. Эти факторы послужили мощным толчком к модернизации базового двигателя ВАЗ-21114.

Однако финансовые возможности предприятия в то время были ограничены. Команда моторостроителей пошла по пути компромисса: частично позаимствовать технические решения из уже проделанной модернизации 16-клапанного двигателя ВАЗ-21126.

Модернизация восьмиклапанного двигателя для переднеприводных моделей шла два года. Основными целями поставили сокращение расхода топлива и повышение динамических показателей за счет снижения механических потерь двигателя, а попутно – уменьшение вредных вибраций и шумов. И конечно, увеличение надежности.

Так появился на свет ВАЗ-21116 - фактически гибрид технологий прошлого и будущего АвтоВАЗа.

Конструктивные особенности ВАЗ-21116

Преемственность между ВАЗ-21116 и ВАЗ-21126 прослеживается во многих элементах конструкции нового мотора:

  • Блок цилиндров заимствован у 16-клапанника и доработан
  • Установлена ​​новая легкая шатунно-поршневая группа от зарубежного производителя
  • Модернизирован впускной коллектор для увеличения крутящего момента
  • Новый выпускной коллектор для снижения противодавления отработавших газов

Однако прямо скопировать все новшества предыдущей модернизации на 8-клапанный двигатель не удалось. Главное отличие ВАЗ-21116 - сохранение проверенной временем схемы газораспределения.

Новая легкая ШПГ

Одним из ключевых нововведений ВАЗ-21116 стала легкая шатунно-поршневая группа. Ее вес на 39% меньше, чем у предшественника ВАЗ-21114. Это позволило:

  • повысить мощность с 76 до 87 л.с.
  • снизить расход топлива
  • уменьшить вибрации и шум при работе

Важное преимущество новых поршней - графитовое покрытие на юбках для предотвращения задиров при холодном пуске.

Ремонт двигателя ВАЗ-21116 в автосервисе

Модернизация впуска и выпуска

Новый впускной коллектор H-образной формы имеет удлиненные каналы. Это позволило максимально приблизить крутящий момент ВАЗ-21116 к показателям 16-клапанного аналога.

Выпускной коллектор также выполнен по новой схеме - с разведенными каналами для снижения противодавления отработавших газов.

Достоинства ВАЗ-21116

Несмотря на компромиссный характер модернизации, ВАЗ-21116 получился вполне современным и эффективным двигателем. К его главным достоинствам относятся:

  1. Повышенная мощность по сравнению с ВАЗ-21114 - 7 л.с.
  2. Экономичный расход топлива в городском цикле - 8,5 литра на 100 км
  3. Хорошая тяга в низком и среднем диапазоне оборотов
  4. Простота в ремонте и доступность запчастей
  5. Высокий потенциал для тюнинга и форсирования
  6. Крутящий момент - 140 Нм

Как видно из технических характеристик, ВАЗ-21116 вполне конкурентоспособен на фоне других отечественных моторов.

Недостатки ВАЗ-21116

Наряду с очевидными достоинствами, у двигателя ВАЗ-21116 есть и ряд недоработок. К ним относятся:

  • Отсутствие гидрокомпенсаторов зазоров в клапанном механизме - приходится регулировать вручную
  • Вероятность поломок термостата и перегрева двигателя
  • Риск обрыва ремня ГРМ из-за некачественных подшипников водяного насоса

Эти недостатки во многом обусловлены компромиссным характером модернизации двигателя и стремлением снизить ее стоимость.

Тюнинг двигателя ВАЗ-21116

Типичные неисправности ВАЗ-21116

Кроме конструктивных недоработок, у ВАЗ-21116 встречаются и типовые неполадки, возникающие при эксплуатации:

  1. Неустойчивый холостой ход из-за проблем с датчиками или педалью акселератора
  2. Повышенный шум от разрегулированного клапанного механизма
  3. Перегрев двигателя при выходе из строя термостата или вентилятора

Диагностика и ремонт ВАЗ-21116

Несмотря на перечисленные выше недостатки, ВАЗ-21116 отличается высокой ремонтопригодностью благодаря простой и технологичной конструкции.

Фото двигателя ВАЗ-21116

На это фото двигатель ВАЗ-21116 представлен в разрезе. Хорошо видны основные узлы и детали:

Подобные иллюстрации помогают лучше разобраться во внутреннем устройстве мотора при проведении диагностики и ремонта.

Ремонт ВАЗ-21116 в автосервисе и гаражных условиях

Благодаря доступности запасных частей, ВАЗ-21116 довольно часто ремонтируют в гаражных условиях. Этому также способствует относительная простота конструкции и распространенность этого мотора на вторичном рынке.

Покупка запчастей для ВАЗ-21116

Необходимые для ремонта детали можно приобрести в специализированных автомагазинах или на разборках. Однако стоит учитывать разницу в качестве:

  • Оригинальные запчасти обеспечат максимальный ресурс отремонтированных узлов
  • Детали с разборок могут иметь скрытые дефекты из-за предшествующей эксплуатации

Ремонт ВАЗ-21116 в автосервисе

При серьезных поломках двигателя, требующих расточки блока или замены поршневой группы, рекомендуется обращаться в специализированные СТО. Преимущества ремонта в автосервисе:

  1. Использование профессионального диагностического оборудования
  2. Наличие квалифицированных специалистов
  3. Предоставление гарантии на выполненные работы

Тюнинг ВАЗ-21116

Благодаря простой конструкции и распространенности, ВАЗ-21116 обладает высоким потенциалом для тюнинга и форсирования.

Популярные направления тюнинга ВАЗ-21116

Среди наиболее популярных методов форсирования ВАЗ-21116 можно выделить следующие:

Установка компрессора

Один из распространенных способов - оснащение ВАЗ-21116 компрессором РК-23-1 с давлением 0,5 бар. Это позволяет значительно поднять мощностные показатели мотора при сохранении надежности.

Замена вала коленчатого вала

Еще одна эффективная модификация - установка укороченного вала нуждина 10.63 или 10.42. Облегченный коленвал способствует повышению оборотов и выходной мощности.

Доработка шатунно-поршневой группы

Применение более легких поршней и шатунов в сочетании с их точной подгонкой - традиционное решение для форсирования ВАЗ-21116. Возможно круговое облегчение или применение импортных компонентов ШПГ. Необходим подбор оптимального степени сжатия для сохранения надежности.

Установка 16-клапанной головки

Альтернативный вариант форсирования ВАЗ-21116 - замена 8-клапанной ГБЦ на 16-клапанную головку блока от других моторов (ВАЗ 21126, 11183) с необходимой адаптацией. Это позволяет значительно расширить потенциал двигателя при соответствующей доработке камер сгорания, форсунок и прочих узлов.

Установка интеркулера или турбины

Ну и, конечно же, наиболее мощные варианты форсировки ВАЗ-21116 предполагают оснащение мотора интеркулером или турбокомпрессором. Однако помимо солидных вложений, подобные модификации требуют серьезной адаптации всей системы питания и зажигания двигателя.

Особенности эксплуатации форсированного ВАЗ-21116

Установка тюнинговых комплектующих на двигатель накладывает определенные обязательства на владельца автомобиля в плане эксплуатации и обслуживания.

Выбор топлива и масла

Повышенная форсировка и термонагрузка требуют использования бензина высокого качества (Аи-95 или выше) и полностью синтетических моторных масел класса не ниже SL/CF.

Контроль температурного режима

Необходим постоянный контроль за температурой двигателя с помощью дополнительных датчиков. Перегрев чреват серьезными поломками форсированного мотора.

Своевременное TO и диагностика

В условиях повышенных нагрузок интервалы между ТО значительно сокращаются. Также требуется регулярно проводить полную компьютерную диагностику для своевременного выявления неисправностей.

Аккуратное вождение

Владелец форсированного ВАЗ-21116 должен максимально бережно относиться к автомобилю: плавное набирание оборотов, отсутствие перегрева, исключение пробуксовок на старте и т.д.

Грамотная настройка ЭСУД

Для полной реализации потенциала тюнинговых модификаций и исключения нештатной работы требуется профессиональная настройка ЭСУД (чип-тюнинг).

Подбор комплектующих для тюнинга ВАЗ-21116

При выборе тюнинговых деталей для ВАЗ-21116 следует обратить внимание на следующие аспекты:

Степень форсировки

В первую очередь необходимо определиться с желаемым уровнем мощности двигателя и подобрать комплектующие в соответствии с этим параметром.

Совместимость деталей

Все устанавливаемые узлы и агрегаты должны быть максимально совместимы между собой и с базовым двигателем.

Надежность производителя

Отдавать предпочтение проверенным брендам с положительной репутацией среди тюнеров. Например, поршни Wiseco, шатуны Eagle, распредвалы Supertech и т.д.

Сертификация комплектующих

Наличие международных сертификатов качества повышает надежность компонентов для тюнинга и снижает риск их преждевременного выхода из строя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.