Двигатель ВАЗ-21116 - последняя модификация легендарных "восьмерок" АвтоВАЗа. Этот мотор сочетает в себе проверенную временем надежность и современные технологии. Давайте разберемся в его достоинствах и недостатках.
История создания двигателя ВАЗ-21116
Начало 2000-х годов ознаменовалось двумя важными событиями для АвтоВАЗа: подготовкой к выпуску новой модели Lada Granta и необходимостью перехода всей модельной линейки на экологический стандарт Евро-4. Эти факторы послужили мощным толчком к модернизации базового двигателя ВАЗ-21114.
Однако финансовые возможности предприятия в то время были ограничены. Команда моторостроителей пошла по пути компромисса: частично позаимствовать технические решения из уже проделанной модернизации 16-клапанного двигателя ВАЗ-21126.
Модернизация восьмиклапанного двигателя для переднеприводных моделей шла два года. Основными целями поставили сокращение расхода топлива и повышение динамических показателей за счет снижения механических потерь двигателя, а попутно – уменьшение вредных вибраций и шумов. И конечно, увеличение надежности.
Так появился на свет ВАЗ-21116 - фактически гибрид технологий прошлого и будущего АвтоВАЗа.
Конструктивные особенности ВАЗ-21116
Преемственность между ВАЗ-21116 и ВАЗ-21126 прослеживается во многих элементах конструкции нового мотора:
- Блок цилиндров заимствован у 16-клапанника и доработан
- Установлена новая легкая шатунно-поршневая группа от зарубежного производителя
- Модернизирован впускной коллектор для увеличения крутящего момента
- Новый выпускной коллектор для снижения противодавления отработавших газов
Однако прямо скопировать все новшества предыдущей модернизации на 8-клапанный двигатель не удалось. Главное отличие ВАЗ-21116 - сохранение проверенной временем схемы газораспределения.
Новая легкая ШПГ
Одним из ключевых нововведений ВАЗ-21116 стала легкая шатунно-поршневая группа. Ее вес на 39% меньше, чем у предшественника ВАЗ-21114. Это позволило:
- повысить мощность с 76 до 87 л.с.
- снизить расход топлива
- уменьшить вибрации и шум при работе
Важное преимущество новых поршней - графитовое покрытие на юбках для предотвращения задиров при холодном пуске.
Модернизация впуска и выпуска
Новый впускной коллектор H-образной формы имеет удлиненные каналы. Это позволило максимально приблизить крутящий момент ВАЗ-21116 к показателям 16-клапанного аналога.
Выпускной коллектор также выполнен по новой схеме - с разведенными каналами для снижения противодавления отработавших газов.
Достоинства ВАЗ-21116
Несмотря на компромиссный характер модернизации, ВАЗ-21116 получился вполне современным и эффективным двигателем. К его главным достоинствам относятся:
- Повышенная мощность по сравнению с ВАЗ-21114 - 7 л.с.
- Экономичный расход топлива в городском цикле - 8,5 литра на 100 км
- Хорошая тяга в низком и среднем диапазоне оборотов
- Простота в ремонте и доступность запчастей
- Высокий потенциал для тюнинга и форсирования
- Крутящий момент - 140 Нм
Как видно из технических характеристик, ВАЗ-21116 вполне конкурентоспособен на фоне других отечественных моторов.
Недостатки ВАЗ-21116
Наряду с очевидными достоинствами, у двигателя ВАЗ-21116 есть и ряд недоработок. К ним относятся:
- Отсутствие гидрокомпенсаторов зазоров в клапанном механизме - приходится регулировать вручную
- Вероятность поломок термостата и перегрева двигателя
- Риск обрыва ремня ГРМ из-за некачественных подшипников водяного насоса
Эти недостатки во многом обусловлены компромиссным характером модернизации двигателя и стремлением снизить ее стоимость.
Типичные неисправности ВАЗ-21116
Кроме конструктивных недоработок, у ВАЗ-21116 встречаются и типовые неполадки, возникающие при эксплуатации:
- Неустойчивый холостой ход из-за проблем с датчиками или педалью акселератора
- Повышенный шум от разрегулированного клапанного механизма
- Перегрев двигателя при выходе из строя термостата или вентилятора
Диагностика и ремонт ВАЗ-21116
Несмотря на перечисленные выше недостатки, ВАЗ-21116 отличается высокой ремонтопригодностью благодаря простой и технологичной конструкции.
Фото двигателя ВАЗ-21116
На это фото двигатель ВАЗ-21116 представлен в разрезе. Хорошо видны основные узлы и детали:
Подобные иллюстрации помогают лучше разобраться во внутреннем устройстве мотора при проведении диагностики и ремонта.
Ремонт ВАЗ-21116 в автосервисе и гаражных условиях
Благодаря доступности запасных частей, ВАЗ-21116 довольно часто ремонтируют в гаражных условиях. Этому также способствует относительная простота конструкции и распространенность этого мотора на вторичном рынке.
Покупка запчастей для ВАЗ-21116
Необходимые для ремонта детали можно приобрести в специализированных автомагазинах или на разборках. Однако стоит учитывать разницу в качестве:
- Оригинальные запчасти обеспечат максимальный ресурс отремонтированных узлов
- Детали с разборок могут иметь скрытые дефекты из-за предшествующей эксплуатации
Ремонт ВАЗ-21116 в автосервисе
При серьезных поломках двигателя, требующих расточки блока или замены поршневой группы, рекомендуется обращаться в специализированные СТО. Преимущества ремонта в автосервисе:
- Использование профессионального диагностического оборудования
- Наличие квалифицированных специалистов
- Предоставление гарантии на выполненные работы
Тюнинг ВАЗ-21116
Благодаря простой конструкции и распространенности, ВАЗ-21116 обладает высоким потенциалом для тюнинга и форсирования.
Популярные направления тюнинга ВАЗ-21116
Среди наиболее популярных методов форсирования ВАЗ-21116 можно выделить следующие:
Установка компрессора
Один из распространенных способов - оснащение ВАЗ-21116 компрессором РК-23-1 с давлением 0,5 бар. Это позволяет значительно поднять мощностные показатели мотора при сохранении надежности.
Замена вала коленчатого вала
Еще одна эффективная модификация - установка укороченного вала нуждина 10.63 или 10.42. Облегченный коленвал способствует повышению оборотов и выходной мощности.
Доработка шатунно-поршневой группы
Применение более легких поршней и шатунов в сочетании с их точной подгонкой - традиционное решение для форсирования ВАЗ-21116. Возможно круговое облегчение или применение импортных компонентов ШПГ. Необходим подбор оптимального степени сжатия для сохранения надежности.
Установка 16-клапанной головки
Альтернативный вариант форсирования ВАЗ-21116 - замена 8-клапанной ГБЦ на 16-клапанную головку блока от других моторов (ВАЗ 21126, 11183) с необходимой адаптацией. Это позволяет значительно расширить потенциал двигателя при соответствующей доработке камер сгорания, форсунок и прочих узлов.
Установка интеркулера или турбины
Ну и, конечно же, наиболее мощные варианты форсировки ВАЗ-21116 предполагают оснащение мотора интеркулером или турбокомпрессором. Однако помимо солидных вложений, подобные модификации требуют серьезной адаптации всей системы питания и зажигания двигателя.
Особенности эксплуатации форсированного ВАЗ-21116
Установка тюнинговых комплектующих на двигатель накладывает определенные обязательства на владельца автомобиля в плане эксплуатации и обслуживания.
Выбор топлива и масла
Повышенная форсировка и термонагрузка требуют использования бензина высокого качества (Аи-95 или выше) и полностью синтетических моторных масел класса не ниже SL/CF.
Контроль температурного режима
Необходим постоянный контроль за температурой двигателя с помощью дополнительных датчиков. Перегрев чреват серьезными поломками форсированного мотора.
Своевременное TO и диагностика
В условиях повышенных нагрузок интервалы между ТО значительно сокращаются. Также требуется регулярно проводить полную компьютерную диагностику для своевременного выявления неисправностей.
Аккуратное вождение
Владелец форсированного ВАЗ-21116 должен максимально бережно относиться к автомобилю: плавное набирание оборотов, отсутствие перегрева, исключение пробуксовок на старте и т.д.
Грамотная настройка ЭСУД
Для полной реализации потенциала тюнинговых модификаций и исключения нештатной работы требуется профессиональная настройка ЭСУД (чип-тюнинг).
Подбор комплектующих для тюнинга ВАЗ-21116
При выборе тюнинговых деталей для ВАЗ-21116 следует обратить внимание на следующие аспекты:
Степень форсировки
В первую очередь необходимо определиться с желаемым уровнем мощности двигателя и подобрать комплектующие в соответствии с этим параметром.
Совместимость деталей
Все устанавливаемые узлы и агрегаты должны быть максимально совместимы между собой и с базовым двигателем.
Надежность производителя
Отдавать предпочтение проверенным брендам с положительной репутацией среди тюнеров. Например, поршни Wiseco, шатуны Eagle, распредвалы Supertech и т.д.
Сертификация комплектующих
Наличие международных сертификатов качества повышает надежность компонентов для тюнинга и снижает риск их преждевременного выхода из строя.