Катушка зажигания "Ока": подбор, установка, ремонт

Автомобиль ВАЗ-1111 «Ока» по праву считается самым популярным малолитражным автомобилем в России. Но даже этот неприхотливый автомобиль иногда требует замены отдельных деталей, особенно элементов системы зажигания. В этой статье мы подробно разберем все аспекты, связанные с подбором, установкой и ремонтом катушки зажигания на "Оке".

1. Особенности конструкции катушки зажигания ВАЗ-1111

Катушка зажигания является важным элементом системы зажигания любого автомобиля. От ее правильной работы напрямую зависит запуск двигателя и его мощностные характеристики. Рассмотрим подробнее устройство и особенности катушек зажигания, которые устанавливались на различных модификациях "Оки" - ВАЗ-1111, ВАЗ-1113 и ВАЗ-1114.

  • На первых моделях "Ока" (ВАЗ-1111) устанавливалась катушка 29.3705 производства завода "Динамо" (Москва). Эта катушка имела мощность 0,25 кВт.
  • Позднее на "Оках" стали применять более современные катушки зажигания СОАТЭ 406.3705 с мощностью 0,4 кВт. Эти катушки производились РИАТом (Рыбинск).
  • Также на "Оке" могут устанавливаться импортные аналоги (Bosch, Beru, Lucas) с повышенным ресурсом и надежностью работы.

Ключевыми элементами любой катушки зажигания являются:

  • первичная обмотка с малым числом витков толстой проволоки;
  • вторичная обмотка с большим числом витков тонкой проволоки;
  • сердечник (магнитопровод), на котором размещаются обмотки;
  • катушка зажигания "ока" размещена в пластмассовом корпусе, который защищает внутренние элементы от внешних воздействий.

Подробно принцип действия катушки зажигания мы рассмотрим в следующих разделах.

2. Диагностика неисправностей катушки зажигания

Катушка зажигания относится к "быстроизнашивающимся" деталям двигателя. Средний ресурс работы катушки зажигания на "Оке" составляет 20-50 тыс. км пробега. Поэтому рано или поздно встает вопрос о ее замене.

О неисправностях катушки зажигания могут свидетельствовать такие косвенные признаки, как:

  • перебои в работе двигателя на холостом ходу;
  • "чихание" или резкие "вспышки" при разгоне;
  • неровная работа на высоких оборотах;
  • плохой запуск "Оки" в сырую погоду;
  • "пробуксовка" стартера при попытке завестись.

Однако чтобы точно определить, что катушка зажигания действительно неисправна, необходимо провести специальную диагностику.

Установка новой катушки

Проверка искрой тестером

Наиболее простой и доступный способ проверки - использование "искрового тестера", который подключается вместо свечей зажигания.

Искровой тестер представляет собой устройство с разрядником, в котором при исправной работе системы зажигания должна проскакивать искра.

Чтобы определить неисправность катушки таким способом, нужно:

  1. Отсоединить высоковольтные провода от свечей и подключить тестер.
  2. Провернуть стартером двигатель (лучше с аккумулятора другого автомобиля).
  3. Понаблюдать за искрой в разряднике. Она должна проскакивать четко и ярко, в такт работы цилиндров.

Если искра слабая, "рваная" или вообще отсутствует - скорее всего катушка неисправна.

Проверка сопротивления обмоток

Более точную диагностику катушки зажигания можно провести с помощью мультиметра (омметра), сняв катушку с автомобиля.

Для этого необходимо:

  1. Отсоединить катушку от приборов электропитания.
  2. Вывернуть крепежные болты и достать ее из подкапотного пространства.
  3. Замерить сопротивление первичной обмотки (между клеммами низкого напряжения).
  4. Замерить сопротивление вторичной обмотки (между высоковольтными клеммами).

Результаты должны соответствовать параметрам, указанным в технической документации на катушку конкретной модели.

Например, у катушки СОАТЭ 406.3705 первичное сопротивление должно быть 0,7-1 Ом, а вторичное - 6-9 кОм.

Значительное отклонение реальных замеров от заявленных значений будет означать, что катушка неисправна и подлежит замене.

Диагностика катушки в автомастерской

3. Критерии выбора новой катушки зажигания для "Оки"

После того как диагностика подтвердила, что старую катушку зажигания необходимо менять, встает вопрос о правильном выборе новой.

На что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе катушки зажигания для "Оки"?

Оригинальные и неоригинальные катушки

Вполне логично, что оригинальные катушки производства РИАТ или СОАТЭ, устанавливавшиеся на конвейере, отличаются большей надежностью и соответствием параметрам именно этой модели автомобиля.

Однако их минусом является достаточно высокая стоимость по сравнению с аналогами.

В то же время, современные неоригинальные катушки ведущих производителей (Beru, Bosch, Bremi, Magneti Marelli) зачастую не уступают заводским деталям ни по качеству, ни по долговечности. Их цена намного доступнее, а мощностные характеристики выше.

Например, широко распространенная среди автолюбителей катушка зажигания "Ока" Bremi 20153 стоит около 1200 рублей и рассчитана на 80 тыс. км пробега.

Поэтому, если нет принципиальной необходимости в установке именно оригинальной запчасти, лучше отдать предпочтение неоригинальному, но качественному аналогу с улучшенными техническими характеристиками.

Влияние типа катушки на работу двигателя

Катушка зажигания напрямую влияет на такие важные параметры, как:

  • легкость запуска холодного двигателя;
  • "пробиваемость" свечей на высокой влажности;
  • мощность и динамику разгона двигателя;
  • расход топливной смеси.

Поэтому выбирать этот элемент системы зажигания для "Оки" нужно максимально ответственно.

Чем выше мощность катушки, тем более мощную искру она способна обеспечить. А чем лучше искра, тем полнее происходит сгорание топлива в камере.

Например, оригинальные катушки зажигания "Ока" СОАТЭ 406.3705 имеют мощность 0,4 кВт. А их современные заменители могут обеспечивать:

  • Bosch 0 221 505 437 - мощность 0,6 кВт;
  • Bremi 20153 - мощность 0,8 кВт.

Поэтому их применение на "Оке" даже предпочтительнее, чем установка штатной детали от ВАЗа.

Рекомендации по выбору катушки зажигания

Исходя из нашего опыта, можем дать следующие рекомендации по выбору оптимальной катушки зажигания для ВАЗ-1111:

  • Для "бюджетного" варианта отлично подойдет проверенная временем катушка зажигания "Ока" Bremi 20153. Отношение цены и качества здесь оптимальное.
  • Если важны максимальные мощностные характеристики - выбирайте Bosch 0 221 505 437 под высокую мощность 0,6 кВт.
  • Приоритетом является надежность и стабильность работы - тогда вариант со штатной катушкой СОАТЭ 406.3705 будет разумным.

А в идеале, замена катушки зажигания "Ока" должна сопровождаться установкой нового комплекта свечей и проводов. Это позволит максимально эффективно модернизировать всю систему зажигания.

4. Пошаговая инструкция замены катушки зажигания

Процесс замены катушки зажигания на "Оке" не отличается особой сложностью. Основные этапы таковы:

Подготовка к демонтажу старой катушки

Перед началом работ нужно предварительно:

  1. Припарковать автомобиль на ровной площадке и включить стояночный тормоз.
  2. Надеть защитные очки для глаз и перчатки.
  3. Подготовить набор необходимых инструментов (ключи, отвертки). Лучше использовать обслуживания системы зажигания.

Также желательно заранее приобрести новую катушку зажигания "Ока", соответствующую требуемым параметрам.

Пошаговое описание процесса демонтажа катушки

Собственно, процедура замены катушки включает следующие основные шаги:

  1. Отсоединить клеммы от выводов катушки зажигания.
  2. Отвернуть гайку крепления катушки к двигателю (ключ на 10 мм).
  3. Извлечь старую катушку из монтажного отсека.
  4. Осмотреть посадочное место, убедиться в отсутствии посторонних частиц или влаги.

На этом демонтаж старой неисправной катушки завершен. Теперь можно приступать к установке новой.

Особенности монтажа отдельных типов катушек

Если вы выбрали неоригинальную импортную катушку, возможно, потребуется незначительная доработка:

  • Изменить схему подключения проводов под конкретную модель.
  • Установить переходную пластину, если расстояние между крепежными отверстиями не совпадает.

В остальном процедура монтажа для разных типов катушек одинакова:

  1. Аккуратно установить катушку в гнездо и закрепить гайкой.
  2. Подсоединить провода питания к клеммам согласно схеме.
  3. Проверить надежность соединений и крепления.

После этого можно приступать к обкатке двигателя с новой катушкой зажигания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.