Ваз 21047: история легендарной модели отечественного автопрома

Легендарная "четверка" - одна из самых узнаваемых моделей отечественного автопрома. Миллионы этих машин разъезжают по дорогам стран СНГ. Но мало кто знает историю создания культового ВАЗ-21047. Эта статья - путешествие в прошлое знаменитого "универсала".

Зарождение легенды

История легендарного ВАЗ-21047 началась в 1984 году с выпуска базовой модели ВАЗ-2104. Этот автомобиль с кузовом типа универсал создавался на основе хорошо зарекомендовавшей себя "двойки" ВАЗ-2102. Конструкторы решили минимизировать затраты на производство, удлинив за счет выштамповок жесткости обычную крышу седана.

Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2104 («четверки») был начат на Волжском автомобильном заводе во второй половине 1984 года.

Такая конструкция кузова позволила создать вместительное багажное отделение объемом 1340 литров со складным задним сиденьем. При этом салон для новой модели был почти полностью позаимствован у ВАЗ-2105, за исключением оригинального заднего дивана. Это решение позволило максимально снизить стоимость производства новинки отечественного автопрома.

Особенности конструкции

Несмотря на новый кузов, передняя часть ВАЗ-2104 осталась прежней и фактически не отличалась от седана. Из-за этого возник ряд конструктивных недостатков, связанных с обогревом увеличенного салона:

  • Стандартный отопитель с трудом справлялся с задачей в холодное время года.
  • Отсутствовали задние вентиляционные отверстия для сброса воздуха.
  • Пятая дверь автомобиля подвержена сильному загрязнению дорожной пылью и грязью.

Еще один минус касался расположения топливного бака объемом 43 литра. Он находился горизонтально под днищем без дополнительной защиты. Это создавало риск повреждений при движении по пересеченной местности.

Экспортный вариант ВАЗ-21047

ВАЗ-21047 является экспортной модификацией "четверки" и изначально поставлялся за рубеж. По этой причине он реже использовался российской милицией в качестве патрульного автомобиля.

Большие партии ВАЗ-21047 закупались представителями власти для обеспечения МВД качественными и простыми в ремонте экипажами патруля и реагирования.

Причина такого спроса заключалась в положительных характеристиках "универсала" на тот период:

  1. Простота конструкции.
  2. Надежность и неприхотливость.
  3. Вместительность салона до 4 человек.
  4. Грузоподъемность кузова.

До появления ВАЗ-21047 отечественный автопром просто не располагал такой универсальной моделью по доступной цене.

Технические характеристики

С 1984 года выпускались различные модификации "четверки":

  • ВАЗ-21041 с двигателем 1.2 литра.
  • ВАЗ-21043 с мотором 1.5 литра.
  • ВАЗ-21043-03 с салоном от ВАЗ-2107.

C 2001 года появились исполнения "Стандарт", "Норма" и "Люкс", отличавшиеся оснащением салона и обивкой.

Для экспортных рынков выпускалась модификация ВАЗ-21044 с инжекторным двигателем 1.7 литра. Максимальная скорость базовой "четверки" составляла 137 км/ч. Разгон до 100 км/ч занимал 17 секунд.

Конструктивные достоинства

Главными конкурентными преимуществами ВАЗ-21047 были доступная цена и простота в эксплуатации. Эти качества выгодно отличали "четверку" от более дорогих иномарок того времени. К достоинствам модели также относят:

  • Неприхотливость и надежность.
  • Проходимость в снегу благодаря заднему приводу.
  • Вместительность и грузоподъемность кузова.
  • Удобный доступ в багажник.
Красный ВАЗ 2104 ночью на улице города

Силовая установка

Базовыми силовыми агрегатами служили карбюраторные двигатели для ВАЗ-21047 рабочим объемом 1.3 и 1.5 литра. Для экспортных модификаций устанавливался 1.7 литровый инжекторный мотор. Кроме того, мелкими партиями выпускалась модель ВАЗ-21045 с атмосферным дизелем 1.52 литра производства "Барнаултрансмаш".

Особенности эксплуатации

ВАЗ-21047 отличается неприхотливостью в эксплуатации и прост в обслуживании. Для самостоятельного ремонта полезно знать расположение узлов и агрегатов, для чего нужно иметь подробные схемы ВАЗ-21047. Это поможет оперативно диагностировать неисправности и быстро устранять типичные поломки ходовой части, трансмиссии или элементов инжектора без обращения на СТО.

Варианты модернизации

Благодаря простой и надежной конструкции, ВАЗ-21047 обладает хорошим потенциалом для тюнинга и модернизации. Популярными направлениями являются:

  • Установка спортивной подвески для улучшения управляемости.
  • Замена салонных фильтров для повышения комфорта.
  • Установка мультимедиа системы с сенсорным экраном.
  • Замена бамперов и других элементов экстерьера.

При желании, из "четверки" можно сделать настоящий внедорожник или даже лимузин повышенной комфортности. Главное правильно подобрать надежные запчасти и квалифицированных мастеров.

Рекомендации по выбору

При покупке подержанного ВАЗ-21047 важно оценить его техническое состояние и комплектность. Стоит обратить внимание на:

  1. Состояние кузова, в том числе днища.
  2. Работу двигателя, КПП, ходовой части.
  3. Наличие следов капремонта или аварий.
  4. Комплектацию салона и багажника.

Также имеет смысл выбрать автомобиль исходя из предполагаемых условий эксплуатации. Например, для поездок за город лучше остановить выбор на модификации с усиленной ходовой частью и защитой днища.

Загруженный бежевый универсал ВАЗ 2104

Совместимые запчасти

Благодаря общей платформе с другими моделями ВАЗ, на ВАЗ-21047 подходит широкий ассортимент совместимых запчастей. В частности можно использовать комплектующие от:

  • ВАЗ-2103;
  • ВАЗ-2105;
  • ВАЗ-2107;
  • ВАЗ-2108;
  • ВАЗ-2109.

Это существенно расширяет возможности ремонта и модернизации "четверки" при необходимости. Кроме того, аналогичные детали зачастую стоят дешевле оригинальных.

Типичные поломки ВАЗ-21047

Несмотря на надежность, у ВАЗ-21047 есть ряд типичных неисправностей, с которыми может столкнуться автовладелец:

  • Износ тормозных колодок и дисков.
  • Утечки масла в двигателе.
  • Негерметичность радиатора системы охлаждения.
  • Выход из строя подшипников ступицы переднего колеса.

При своевременном техническом обслуживании вероятность таких поломок снижается. Но даже если неисправность случилась, устранить ее на ВАЗ-21047 можно своими силами без обращения в автосервис.

Способы устранения типичных неисправностей

Для самостоятельного ремонта ВАЗ-21047 рекомендуется:

  1. Внимательно изучить схемы расположения узлов автомобиля.
  2. По возможности определить по внешним признакам тип неисправности.
  3. Подготовить необходимый инструмент и запчасти.
  4. Приступать к замене компонентов, соблюдая меры безопасности.

К примеру, для замены радиатора охлаждения понадобится набор ключей, емкость для слива охлаждающей жидкости и новый радиатор. Стоит уделить особое внимание качеству новых деталей, чтобы избежать повторных поломок.

Плюсы и минусы ВАЗ-21047

Как и любая машина, ВАЗ-21047 имеет свои достоинства и недостатки. К безусловным плюсам относятся:

  • Простота и доступность в обслуживании.
  • Хорошая проходимость.
  • Вместительный и грузоподъемный универсал.

Однако есть и минусы:

  • Устаревшая эргономика салона.
  • Повышенный расход топлива.
  • Некоторая "грохочущая" ходовая часть.

Тем не менее, для многих автолюбителей достоинства этой модели намного перевешивают возможные недостатки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.