Виды стихов: вольный, белый стих и другие

Белый стих – это наименование стопных стихов, не имеющих рифм. Название имеет английские корни. Из английской поэтики определение «blank verse» перешло во французскую – «vers blanc». Так, белые стихи представляли собой стихи с уничтоженной «стертой» рифмой. Отсутствие рифмы было характерно для античных поэтов.

Белый стих достаточно распространен в народной русской поэзии. В произведениях структурная роль отводится определенной клаузуле (окончанию). В книжной поэзии, напротив, белый стих употребляется реже.

Силлабический период в русской поэзии характеризуется проявлением особого внимания к рифме. Однако Тредиаковский увидел в качестве основы не рифму, а ритм, метр. Именно он первым написал белый стих, без рифмы.

После Тредиаковского Кантемир перевел «Письма» Горация Квинта Флакка. Это показало, что поэты-силлабисты считали основным в стихе не рифму, а стопный размер, метрический ритм.

Следует сказать, что в книжной поэтике античные размеры, в том числе и гекзаметр, были приняты без спора. При этом «белый стих» других размеров не сразу был принят поэтами.

В начале девятнадцатого века наиболее решительно в защиту безрифменных произведений выступал Жуковский. Он был поддержан Кольцовым, Пушкиным, отчасти и Лермонтовым. Впоследствии белый стих становится повсеместным явлением в поэзии. Наиболее принятым он считается в драматических произведениях, как правило, пятистопный ямб.

Необходимо отметить, что отсутствие рифмы в произведениях не лишает их литературных достоинств. В белом стихе, как, впрочем, и в других, сохраняется и образность языка, и клаузула, и ритм.

Несмотря на абсолютное отсутствие рифмы, созвучия в окончании строк, строфы пишутся с соблюдением требований метрики. Другими словами, произведения состоят из одинакового количества стоп, выдерживается один размер. Сравнивая «белый» и «вольный» стих, приятнее звучит первый. У авторов в первом случае больше свободы в применении выразительных средств, что делает произведения очень эмоциональными.

Вольным стихом считают ямбическое рифмованное произведение, для которого характерно неравное количество (не больше шести) стоп в строках.

Вольный стих использован в баснях Михалкова, Бедного, Крылова. К началу девятнадцатого столетия в таком стиле начали издаваться надписи, эпитафии, эпиграммы. В вольном стихе создана драма «Маскарад» (Лермонтова) и «Горе от ума» (комедия Грибоедова). В первой трети девятнадцатого века подобным образом написаны некоторые элегии с незначительной разницей в длине строки. При большой разнице в длине строки лирические произведения приобретают определенный стилистический оттенок, который свойственен басням.

Некоторые поэты, пытавшиеся писать лирические произведения, «вольно», не нашли поддержки. «Душенька» (поэма Богдановича) – единственная поэма, выполненная в вольном стихе, - осталась обособленной. Многие литературоведы представляют этот стиль в исторической перспективе преемником народного раешника. Оба стиля имеют общую систему неравносложных строк. Вольный стих не отличается ритмической периодичностью, в связи с этим в нем нет той певучести, которая характерна для правильного метрического стиха. В основе вольного стиля лежит двусложная стопа, которая не обращается в шестидольник или четырехдольник и весьма ограничена в модификациях.

С начала двадцатого века из западной поэтики пришел термин «верлибр». Это определение характеризовало «свободный стих» - несколько своеобразных стиховых формаций. Они отличались от силлабо-тонического равносложного и силлабического стиха. Сначала термин «верлибр» использовался для названия переведенных на русский произведений французских поэтов-символистов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.