В статье 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрен такой важный инструмент прокурорского реагирования, как представление об устранении нарушений закона. Этот документ играет большую роль в поддержании законности и правопорядка, однако не все знают тонкости его применения на практике.
Понятие представления прокурора
Согласно статье 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона - это акт прокурорского реагирования, который вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, орган местного самоуправления или конкретному должностному лицу. Такие органы и лица должны обладать полномочиями по устранению нарушений законности, которые были выявлены прокурором.
Основная цель представления - исправить противоправную ситуацию, восстановить законность без обращения в суд.
Содержание и структура представления
Представление прокурора об устранении нарушений закона имеет строго регламентированную структуру и обязательные реквизиты:
- наименование органа, которому адресовано;
- номер, дата, место составления;
- наименование акта и указание на то, что это именно представление;
- обращение к адресату с указанием его полного наименования и должностного лица, которому вносится представление;
Далее идет изложение представление прокурора об устранении нарушений закона образец:
- Описание фактических обстоятельств выявленного нарушения закона;
- Указание конкретных статей закона, которые нарушены этими действиями (бездействием);
- Предложения о конкретных мерах по устранению допущенных нарушений и сроках;
В конце представления ставятся подписи уполномоченных прокурорских работников.
Представление прокурора об устранении нарушений закона заработной платы
рассмотрение представление прокурора об устранении нарушений закона должно происходить в сжатые сроки. В частности, согласно статье 24 Закона о прокуратуре, такой документ подлежит безотлагательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он адресован.
В течение месяца со дня внесения представления необходимо:
- принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона;
- устранить причины и условия, этому способствующие;
- проинформировать прокуратуру в письменной форме о результатах.
Если представление рассматривается коллегиальным органом, то прокурору заблаговременно сообщают о дате заседания по этому вопросу.
представление прокурора об устранении нарушения закона подлежит безусловному исполнению в указанный срок. Иначе для органа или должностного лица могут наступить негативные последствия вплоть до уголовной ответственности.
Реализация требований представления
После получения представления прокурора орган или должностное лицо обязаны в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. К таким мерам могут относиться:
- отмена незаконных решений;
- возврат незаконно изъятого имущества;
- возмещение причиненного вреда;
- привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
- пересмотр локальных нормативных актов и инструкций;
- иные действия в зависимости от характера нарушений.
Также должны быть устранены обстоятельства, которые способствовали допущенным нарушениям законности. Например, внесены изменения в приказы, регламенты, положения, уточнены должностные инструкции и т.д.
Представление прокурора устранении нарушений закона образец заполненный
Чтобы грамотно отреагировать на представление прокурора, рекомендуется ознакомиться с реальными примерами таких документов. Обычно на официальных сайтах прокуратур субъектов РФ и природоохранных прокуратур можно найти представление прокурора устранении нарушений закона пример заполненный.
Обжалование представления прокурора
Непосредственно представление обжалованию не подлежит. Однако физические и юридические лица вправе оспорить незаконность действий органов и должностных лиц по исполнению требований такого документа.
В частности, граждане могут обжаловать меры, принятые во исполнение представления прокурора, в суд по месту своего жительства. Организации и индивидуальные предприниматели — в арбитражный суд.
Ответственность за неисполнение представления
Статья 19.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за злостное неисполнение законных требований прокурора. Такая статья появилась относительно недавно, поэтому судебная практика в этой сфере только формируется.
Кроме того, игнорирование представлений прокурора может повлечь дисциплинарную и даже уголовную ответственность должностных лиц.
Значение представления для правовой системы
Представление прокурора - достаточно гибкий и действенный правовой инструмент, позволяющий оперативно реагировать на нарушения законности. Его преимущества заключаются в том, что оно является обязательным для исполнения и не предполагает судебных издержек.
Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ, ежегодно российскими прокурорами выносится порядка 2 миллионов представлений об устранении нарушений закона. Это самый распространенный вид прокурорского реагирования на выявленные злоупотребления.
Анализ эффективности представлений
По статистике удовлетворяется подавляющее большинство представлений - свыше 93%. Это свидетельствует об их действенности как инструмента прокурорского надзора. В то же время остается проблема неисполненных представлений, которая требует решения.
Для повышения эффективности института представлений в прокурорской деятельности необходим комплекс мер. В том числе:
- Ужесточение ответственности за неисполнение;
- Сокращение сроков исполнения представлений;
- Расширение полномочий прокуроров по обеспечению законности.
Зарубежный опыт применения аналогов
В некоторых зарубежных странах существуют институты, аналогичные российскому представлению прокурора. К примеру, во Франции применяется официальное предупреждение прокурора, в Германии - прокурорское предписание. Положительный опыт реализации таких мер взаимодействия прокуратуры и иных органов заслуживает изучения и адаптации с учетом отечественной специфики.
Представление занимает центральное место в реализации полномочий прокурора по надзору за исполнением законов. Это наиболее оперативный и гибкий инструмент реагирования на выявленные нарушения без обращения в суд.
Соотношение представления с другими мерами прокурорского реагирования
Помимо представления, прокуроры также используют такие меры как протест, постановление, предостережение о недопустимости нарушения закона. Каждый из этих институтов имеет свою специфику применения в зависимости от вида правонарушения и субъекта.
С учетом важности представления как средства восстановления законности, в перспективе возможно расширение перечня оснований для его внесения, а также наделение прокуроров большими полномочиями по контролю за исполнением.
Практика применения представлений прокурора: проблемные аспекты
Несмотря на доказанную результативность, практика использования представлений не лишена недостатков. Это низкий процент исполнения отдельных требований, затягивание сроков рассмотрения представлений, формальный подход ряда органов и должностных лиц к их исполнению.
Для совершенствования данного института необходим комплексный подход, включающий сочетание мер убеждения и принуждения к исполнению представлений на законодательном и правоприменительном уровнях.
Преимущества представления перед другими мерами реагирования
В отличие от протеста или постановления, представление не предполагает обязательного обжалования в суде. В то же время это более действенная мера, нежели предостережения о недопустимости нарушений.
Суды при рассмотрении дел, связанных с обжалованием мер по исполнению представлений, как правило, встают на сторону прокуратуры. Это говорит о поддержке судебной властью активной роли прокурорского надзора.
Зарубежный опыт применения институтов, аналогичных представлению
Интересными примерами для изучения могут послужить прокурорские предписания в Германии, инструкции прокуроров во Франции, требования об устранении нарушений в прокуратуре США и ряда других стран.
Для повышения результативности представлений можно предложить следующие меры: специализация прокуроров по надзору за исполнением представлений, более тесное взаимодействие с контролирующими органами, применение современных информационных технологий для анализа исполнения.
Предложения по совершенствованию законодательства о представлениях прокурора
В целях повышения эффективности данного института предлагается закрепить в законодательстве положения о сокращении срока рассмотрения представлений прокурора до 2 недель, а также расширить перечень мер воздействия за неисполнение представлений.