Надежная работа двигателя вашего автомобиля во многом зависит от состояния такого элемента, как крышка головки блока цилиндров. Этот небольшой узел выполняет чрезвычайно важные функции, и от качества его работы напрямую зависит ресурс и мощность мотора.
1. Назначение и конструкция
Крышка головки блока цилиндров предназначена для герметизации верхней части цилиндров двигателя. Она закрывает пространство над поршнями, куда устанавливаются свечи зажигания, форсунки, клапаны и другие важные элементы мотора.
Основные функции крышки головки блока цилиндров:
- изоляция внутренних полостей цилиндров для обеспечения компрессии;
- распределение топливной смеси между цилиндрами;
- отвод тепла от свечей зажигания и форсунок;
- крышка головки блока цилиндров также служит опорой для основных элементов газораспределительного механизма - клапанов и распредвалов.
Конструктивно современная крышка состоит из корпуса и уплотнительной прокладки. Корпус крепится болтами к головке блока через прокладку, которая обеспечивает герметичность стыка.
2. Виды крышек головки блока по материалу
Первоначально крышки головки блока цилиндров изготавливали из стали методом штамповки. Такие крышки дешевле всего, но имеют существенные недостатки:
- Высокий уровень шума;
- Склонность к протечкам из-за деформации.
Современные крышки чаще делают литыми из алюминиевых сплавов или пластмасс.
Алюминиевые крышки легче стальных, практически не деформируются, эффективно отводят тепло. Их обычно обрабатывают на станках для высокой точности посадки.
Преимущества алюминиевых крышек:
- высокая жесткость и надежность;
- стойкость к коррозии;
- хороший отвод тепла от горячих элементов мотора.
Пластиковые крышки эффективно гасят шумы и вибрации. Они легкие, но менее надежны в плане герметичности. Подходят для невысокофорсированных моторов.
Материал крышки | Плюсы | Минусы |
Сталь | Низкая стоимость | Шум, течь масла |
Алюминий | Прочность, теплоотвод | Выше цена |
Пластик | Тихая работа | Ненадежная герметичность |
Таким образом, для каждого конкретного мотора подбирают оптимальный вариант исполнения крышки головки блока цилиндров, исходя из требований по мощности, виброакустике и стоимости.
3. Основные неисправности
Крышка головки блока цилиндров является одним из наиболее нагруженных узлов двигателя, поэтому со временем может выйти из строя.
Типичные неисправности:
- Трещины, сколы, вмятины на корпусе или прокладке;
- Нарушение герметичности в местах крепления форсунок и свечей;
- Повреждения резьбы отверстий под болты или самих крепежных болтов.
Основные признаки неисправной головки блока цилиндров:
- Падение компрессии в одном или нескольких цилиндрах;
- Повышенный расход масла;
- Голубоватый дым из выхлопной трубы;
- Падение мощности и перебои в работе мотора.
Длительная эксплуатация автомобиля с неисправной крышкой головки блока цилиндров приводит к разрушению и выходу из строя двигателя.
Крышка головки блока цилиндров ВАЗ-2112, плоская
Плоская клапанная крышка головки блока цилиндров изготавливается из стали методом штамповки для 16-клапанных двигателей ВАЗ-2112. Она отличается минимальной высотой корпуса и применяется в основном на гоночных автомобилях.
Преимущества плоской крышки ВАЗ-2112:
- Компактные размеры позволяют устанавливать дополнительные узлы в подкапотном пространстве;
- Материал крышки - сталь 20 - обеспечивает высокую надежность конструкции;
- Возможность использования различных систем зажигания и форсунок.
Недостатки такой крышки:
- Выше уровень шума по сравнению с алюминиевыми аналогами;
- Требуется точный подбор высоты для соблюдения зазоров в приводе клапанов;
- Не подходит для серийных автомобилей из-за ограничений по выбросам и шумности.
Установка плоской крышки на ВАЗ-2112
При замене штатной крышки головки блока цилиндров на плоскую важно соблюдать ряд требований:
- Заменить болты крепления на более короткие М6х50 мм;
- Использовать специальную прокладку под плоскую крышку;
- Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме.
Крышка головки блока цилиндров ВАЗ-2112 16 клапанов
16-клапанный двигатель ВАЗ 2112 оснащается алюминиевой литой крышкой со встроенными форсунками и свечами зажигания. Конструктивно в ней выполнены 2 ряда по 8 седел под клапаны диаметром 30 и 34 мм.
При замене такой крышки рекомендуется:
- Использовать новую прокладку в комплекте с крышкой;
- Проверить состояние стержней клапанов на износ;
- Соблюдать момент затяжки болтов крепления 8 Нм.
Все это позволит грамотно провести ремонтные работы.