Как найти в предложении подлежащее и сказуемое? Полезные советы

Порой нам кажется, что определить в предложении главные члены - подлежащее и сказуемое - задача простая. Однако на практике возникает немало сложностей и вопросов. Давайте разберемся в этой теме подробнее.

Основные понятия

Итак, подлежащее - это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем в нем говорится. Отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказуемое - тоже главный член предложения, который обозначает, что именно говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы «что делает?», «что сделал?» и т.д.

Вместе подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения. Рассмотрим пример:

Мальчик играет в футбол.

Здесь мальчик - подлежащее, так как отвечает на вопрос «кто?». А играет - сказуемое, потому что показывает, что делает мальчик.

Как найти подлежащее и сказуемое

Чтобы определить главные члены предложения, можно использовать следующий алгоритм:

  1. Найти, о ком или о чем говорится в предложении. Это и есть подлежащее.
  2. Определить, что именно сообщается о подлежащем. Это - сказуемое.
  3. Проверить, правильно ли определили главные члены, задав к ним вопросы.

Рассмотрим еще один пример:

Веселый щенок громко лаял.

О ком говорится? О щенке. Значит, «щенок» - подлежащее. Что делал щенок? Лаял. «Лаял» - сказуемое. Проверяем: щенок - кто? лаял - что делал?

Таким образом, используя простой алгоритм и помня определения главных членов предложения, мы можем без труда находить в предложениях подлежащее и сказуемое.

Отличие подлежащего от других членов предложения

Иногда бывает сложно отличить подлежащее от других членов предложения. Например, от дополнения. Рассмотрим такой пример:

Ученики пишут контрольную работу.

Здесь на первый взгляд «контрольную работу» можно принять за подлежащее. Однако на самом деле это дополнение, а подлежащим является слово «ученики». Чтобы не ошибиться, нужно помнить: подлежащее никогда не стоит в косвенных падежах, оно всегда в именительном.

Ученик за партой выделяет главные члены предложения написанные на доске

Сложные случаи определения подлежащего

Бывают предложения, где главный член вообще отсутствует. Например:

Сегодня тепло.

Здесь нет ответа на вопрос «кто?» или «что?», поэтому подлежащего нет. Такие предложения называются безличными.

Найти предложении подлежащее сказуемое

Еще один сложный случай - когда в роли подлежащего или сказуемого выступают слова, которые обычно другими членами не бывают. Рассмотрим пример:

Сорок - это много.

Здесь подлежащим является числительное «сорок». А сказуемое выражено кратким прилагательным «много». Такую основу предложения называют именной.

Вид сверху на разложенные на солнечном подоконнике книги и тетради по теме подлежащее и сказуемое

Подводя итог, отметим: чтобы безошибочно найти в предложении подлежащее и сказуемое, нужно хорошо знать их определения и основные признаки, а также возможные сложности при анализе предложения.

А теперь давайте закрепим полученные знания с помощью упражнений.

Вот несколько предложений, найдите в них главные члены:

  1. Ветер гудит в трубе.
  2. Пятьдесят - полсотни.
  3. Красиво падают листья.

Разбор предложений с подлежащим и сказуемым

Давайте разберем предложения из предыдущих упражнений и найдем в них главные члены:

  1. Ветер - подлежащее, гудит - сказуемое.

  2. Пятьдесят - подлежащее, полсотни - сказуемое.

  3. Безличное предложение, подлежащего и сказуемого нет.

Как видите, не всегда так просто определить главные члены. Нужно хорошо проанализировать предложение.

Типичные ошибки

Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают при нахождении подлежащего и сказуемого:

  • Путают подлежащее и дополнение;
  • Принимают второстепенный член за главный;
  • Не учитывают возможность безличных предложений;

Чтобы их избежать, нужно хорошо знать признаки главных членов и анализировать предложения по словам, а не формально.

Полезные советы

В заключение дадим несколько полезных советов:

  1. Тщательно анализируйте предложение по членам.
  2. Задавайте к словам проверочные вопросы.
  3. Повторяйте теорию и решайте больше упражнений.

Эти простые рекомендации помогут вам безошибочно находить подлежащее и сказуемое в сложных случаях.

Разбор сложных примеров

Давайте разберем еще несколько сложных примеров и найдем в них главные члены предложения:

  1. На дворе сегодня дождливо и холодно.

    Это безличное предложение, главных членов нет.

  2. Пятнадцатью пять - семьдесят пять.

    Подлежащее - "пятнадцатью пять", сказуемое - "семьдесят пять".

  3. На опушке леса пасутся лошади.

    Подлежащее - "лошади", сказуемое - "пасутся".

Поиск главных членов в тексте

Найти подлежащее и сказуемое в тексте чуть сложнее, чем в отдельных предложениях. Но если следовать определенному алгоритму, то и эта задача решаема:

  1. Разделите текст на предложения.
  2. В каждом предложении найдите грамматическую основу.
  3. Отметьте все главные члены в тексте.

Тренировка навыка

Чтобы хорошо овладеть этим навыком, регулярно выполняйте следующие упражнения:

  • Анализ готовых текстов;
  • Составление и разбор собственных предложений;
  • Нахождение ошибок в выделении главных членов.

Со временем определять подлежащее и сказуемое станет для вас легко и непринужденно.

Работа над ошибками

Очень важно анализировать свои ошибки в определении главных членов предложения. Разберем типичный пример:

Белка прыгала по веткам.

Неверный разбор: подлежащее - "по веткам", сказуемое - "прыгала".

Правильный разбор: подлежащее - "белка", сказуемое - "прыгала".

Здесь была допущена типичная ошибка - дополнение принято за подлежащее. Надо тщательнее анализировать члены предложения.

Контрольный тест

Проверьте свои знания, ответив на несколько контрольных вопросов:

  1. Как отличить подлежащее от дополнения?
  2. Как найти сказуемое в предложении?
  3. Какие бывают сложные случаи определения главных членов?

Ответы к этим вопросам мы подробно разобрали выше. Если что-то непонятно или забыто - вернитесь к соответствующим разделам статьи.

Дополнительные материалы

По теме "Как найти в предложении подлежащее и сказуемое" рекомендую ознакомиться с дополнительными материалами:

  • Видеоуроки на YouTube;
  • Статьи на образовательных сайтах;
  • Упражнения и тесты в специальных пособиях.

Это поможет лучше разобраться в сложных случаях и закрепить полученные знания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.