Ретардация развития - серьезная медико-социальная проблема. По данным ВОЗ, около 10% детей в мире страдают той или иной формой задержки развития. Давайте разберемся в причинах, методах диагностики и возможностях коррекции этого состояния.
Определение ретардации развития
Ретардация развития - это задержка темпов созревания и формирования функциональных систем организма по сравнению с принятыми возрастными нормами.
Ретардация определяется по отставанию развития системы от паспортного, биологического или психического возраста (Ушаков Г.К., 1973).
Выделяют следующие формы ретардации:
- Общая ретардация - задержка развития всего организма;
- Частичная ретардация - задержка развития отдельных функциональных систем или органов.
Причины ретардации развития
Ретардация развития может быть обусловлена различными факторами, действующими на организм во внутриутробном периоде, в момент рождения и в постнатальном периоде.
Внутриутробные причины
На развитие плода отрицательно влияют:
- хронические заболевания и интоксикации у матери;
- прием некоторых лекарственных препаратов;
- курение, алкоголь, наркотики;
- инфекции.
Генетические причины
Врожденная ретардация развития может быть обусловлена мутациями генов, хромосомными аберрациями и другими наследственными факторами.
Приобретенные причины
Перинатальная патология | гипоксия плода, родовая травма |
Соматические заболевания | инфекции, травмы головного мозга |
Психогенные факторы | стрессы, психотравмы |
Таким образом, причин ретардации развития множество. Для выбора оптимальной тактики лечения необходимо выяснить конкретную причину в каждом случае.
Клинические проявления
Клиническая картина при ретардации развития зависит от того, какие функциональные системы пострадали. Наиболее часто наблюдаются:
- задержка моторного, речевого, психического развития;
- снижение познавательной деятельности, внимания, памяти;
- эмоционально-волевые нарушения.
У детей с ретардацией развития повышен риск возникновения неврозов, нарушений поведения и социальной адаптации.
Наиболее выраженные и стойкие изменения личности возникают при органических поражениях головного мозга (Лебединский В.В., 1985).
Таким образом, раннее выявление и коррекция ретардации развития имеет принципиальное значение для предупреждения вторичных осложнений и инвалидизации ребенка.
Диагностика ретардации развития
Диагностика ретардации развития включает:
- Сбор анамнеза
- Неврологическое обследование
- Психологическое тестирование
Сбор анамнеза
На этапе сбора анамнеза выясняются данные о течении беременности и родов у матери, перенесенных заболеваниях, наследственности. Уточняются сроки формирования основных навыков (удержания головы, сидения, ходьбы, речи).
Неврологическое обследование
Проводится оценка неврологического статуса и психомоторного развития. Исследуются рефлексы, мышечный тонус, координация движений.
Психологическое тестирование
С помощью тестов оценивается уровень когнитивного и речевого развития ребенка, определяется коэффициент IQ:
IQ = Ментальный возраст⁄Паспортный возраст x 100
При IQ 70-85 диагностируют задержку психического развития.
Лечение ретардации развития
Оно должно быть комплексным и включать медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию, занятия с логопедом и психологом.
Медикаментозное лечение
Назначаются препараты, улучшающие мозговое кровообращение, обменные процессы и работу нервной системы. Нооспазмил, Церебролизин, Тенотен - наиболее часто используемые средства.
Немедикаментозное лечение
Физиотерапевтические процедуры (электрофорез, амплипульстерапия) способствуют улучшению питания и регенерации нервных клеток. Методы рефлекторной стимуляции - массаж, ЛФК - также оказывают выраженное корригирующее действие.
Психолого-педагогическая коррекция
Психолого-педагогическая коррекция направлена на стимуляцию познавательной деятельности ребенка и формирование высших психических функций.
Задача психокоррекционной работы - запустить механизмы компенсации, облегчить формирование социально-психических структур личности (Выготский Л.С., 1983).
С ребенком проводятся специальные развивающие занятия, направленные на тренировку внимания, памяти, мышления, речи. Подбираются методики с учетом зоны ближайшего развития.
Профилактика ретардации развития
Для профилактики ретардации развития необходим комплекс мероприятий:
- планирование беременности, дородовый патронаж;
- соблюдение режима дня, полноценное питание в первые годы жизни ребенка;
- своевременная диагностика и лечение соматических и инфекционных заболеваний.
Прогноз при ретардации развития
При адекватной терапии и реабилитации прогноз благоприятный. У многих детей удается достичь возрастной нормы в психомоторном и речевом развитии.
Однако полное выздоровление не всегда возможно. У части пациентов сохраняется стойкое отставание в развитии, что требует организации специальных условий обучения и социальной адаптации.
Профилактика рецидивов
Для предотвращения повторных эпизодов ретардации развития рекомендуется:
- соблюдение щадящего режима;
- профилактика интеркуррентных заболеваний;
- поддерживающая медикаментозная терапия.
Роль семьи в реабилитации ребенка
Для успешной реабилитации ребенка с ретардацией развития очень важна поддержка семьи. Родители должны:
- создать дома развивающую среду;
- заниматься с ребенком по рекомендациям специалистов;
- посещать коррекционные занятия, контролировать выполнение заданий;
- подбирать полезные развивающие игры и занятия;
- постоянно тренировать и закреплять новые навыки.
Терпение и последовательность, ежедневные занятия помогут добиться значительных успехов.
Специальные условия обучения
Для детей с ретардацией развития в школах созданы специальные классы (VII и VIII вида), где реализуются адаптированные образовательные программы с учетом особенностей развития каждого ребенка.
Используются методики, направленные на:
- развитие сохранных функций;
- формирование положительной мотивации;
- поэтапное обучение и четкий контроль усвоения материала.
Это позволяет даже при имеющихся проблемах получить образование и в дальнейшем найти доступную профессию.
Социальная адаптация
Дети с ретардацией развития нуждаются в особых условиях социализации. Необходим поэтапный подход:
- Адаптация в семье. Формирование бытовых, коммуникативных, социальных навыков.
- Адаптация в детском коллективе. Обучение взаимодействию со сверстниками.
- Подготовка к самостоятельной жизни. Выбор профессии, обучение профессиональным навыкам с учетом индивидуальных особенностей.
На всех этапах важна систематическая работа психолога по коррекции коммуникаций, поведения, эмоционально-волевой сферы.
Общественные организации
Для оказания помощи семьям с «особыми» детьми созданы некоммерческие организации. Они предоставляют информационную и психолого-педагогическую поддержку, помогают отстаивать права и интересы детей в образовательных и медицинских учреждениях.
Родители могут принимать участие в таких организациях, чтобы помочь не только своему ребенку, но и другим семьям.
Перспективы
В последние годы активно ведутся научные исследования в области генетики, молекулярной биологии, нейрофизиологии, позволяющие лучше понять механизмы ретардации развития. Разрабатываются новые методы профилактики, диагностики и лечения.
Эти достижения дают надежду, что в будущем удастся эффективно помочь детям с отклонениями в развитии раскрыть свой потенциал и найти достойное место в жизни.
Международный опыт
Вопросами изучения и коррекции ретардации развития занимаются не только в нашей стране, но и во всем мире. Международные организации, такие как ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, проводят исследования, разрабатывают рекомендации, реализуют программы помощи.
Например, в США и странах Евросоюза активно внедряется инклюзивное образование, позволяющее детям с ограниченными возможностями здоровья учиться вместе со сверстниками в обычных классах. Такой подход способствует их социализации.
Известные люди с ретардацией развития
История знает немало выдающихся личностей, достигших успеха в науке, искусстве, спорте, несмотря на проблемы в развитии. Например, всемирно известный ученый Альберт Эйнштейн в детстве очень поздно начал говорить. А американский мультипликатор Уолт Дисней страдал дислексией.
Это доказывает, что при грамотной поддержке и упорном труде человек способен найти свое призвание и достичь больших высот в любой области.
Меры государственной поддержки семей
В нашей стране действует ряд законов, гарантирующих права детей с особенностями развития и их семей. Они имеют льготы, пособия, обеспечиваются техническими средствами реабилитации. Например, программа «Доступная среда» направлена на создание условий для социализации таких детей.
Разрабатываются и регулярно совершенствуются государственные стандарты оказания образовательных, медицинских и социальных услуг.
Заключение
Ретардация развития - серьезная проблема, с которой сталкивается каждый десятый ребенок. В статье подробно разбираются возможные причины этого состояния, методы диагностики, клинические проявления. Освещаются различные методы лечения и реабилитации - медикаментозные и немедикаментозные. Отдельное внимание уделяется психолого-педагогической коррекции, а также роли семьи в процессе адаптации и социализации ребенка с проблемами развития.