Ретардация развития: причины, диагностика, коррекция

Ретардация развития - серьезная медико-социальная проблема. По данным ВОЗ, около 10% детей в мире страдают той или иной формой задержки развития. Давайте разберемся в причинах, методах диагностики и возможностях коррекции этого состояния.

Определение ретардации развития

Ретардация развития - это задержка темпов созревания и формирования функциональных систем организма по сравнению с принятыми возрастными нормами.

Ретардация определяется по отставанию развития системы от паспортного, биологического или психического возраста (Ушаков Г.К., 1973).

Выделяют следующие формы ретардации:

  • Общая ретардация - задержка развития всего организма;
  • Частичная ретардация - задержка развития отдельных функциональных систем или органов.

Причины ретардации развития

Ретардация развития может быть обусловлена различными факторами, действующими на организм во внутриутробном периоде, в момент рождения и в постнатальном периоде.

Внутриутробные причины

На развитие плода отрицательно влияют:

  • хронические заболевания и интоксикации у матери;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • курение, алкоголь, наркотики;
  • инфекции.

Генетические причины

Врожденная ретардация развития может быть обусловлена мутациями генов, хромосомными аберрациями и другими наследственными факторами.

Приобретенные причины

Перинатальная патология гипоксия плода, родовая травма
Соматические заболевания инфекции, травмы головного мозга
Психогенные факторы стрессы, психотравмы

Таким образом, причин ретардации развития множество. Для выбора оптимальной тактики лечения необходимо выяснить конкретную причину в каждом случае.

Клинические проявления

Клиническая картина при ретардации развития зависит от того, какие функциональные системы пострадали. Наиболее часто наблюдаются:

  • задержка моторного, речевого, психического развития;
  • снижение познавательной деятельности, внимания, памяти;
  • эмоционально-волевые нарушения.

У детей с ретардацией развития повышен риск возникновения неврозов, нарушений поведения и социальной адаптации.

Наиболее выраженные и стойкие изменения личности возникают при органических поражениях головного мозга (Лебединский В.В., 1985).

Таким образом, раннее выявление и коррекция ретардации развития имеет принципиальное значение для предупреждения вторичных осложнений и инвалидизации ребенка.

Диагностика ретардации развития

Диагностика ретардации развития включает:

  1. Сбор анамнеза
  2. Неврологическое обследование
  3. Психологическое тестирование

Сбор анамнеза

На этапе сбора анамнеза выясняются данные о течении беременности и родов у матери, перенесенных заболеваниях, наследственности. Уточняются сроки формирования основных навыков (удержания головы, сидения, ходьбы, речи).

Неврологическое обследование

Проводится оценка неврологического статуса и психомоторного развития. Исследуются рефлексы, мышечный тонус, координация движений.

Мама обнимает дочь

Психологическое тестирование

С помощью тестов оценивается уровень когнитивного и речевого развития ребенка, определяется коэффициент IQ:

IQ = Ментальный возраст⁄Паспортный возраст x 100

При IQ 70-85 диагностируют задержку психического развития.

Лечение ретардации развития

Оно должно быть комплексным и включать медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию, занятия с логопедом и психологом.

Медикаментозное лечение

Назначаются препараты, улучшающие мозговое кровообращение, обменные процессы и работу нервной системы. Нооспазмил, Церебролизин, Тенотен - наиболее часто используемые средства.

Немедикаментозное лечение

Физиотерапевтические процедуры (электрофорез, амплипульстерапия) способствуют улучшению питания и регенерации нервных клеток. Методы рефлекторной стимуляции - массаж, ЛФК - также оказывают выраженное корригирующее действие.

Дети играют на площадке

Психолого-педагогическая коррекция

Психолого-педагогическая коррекция направлена на стимуляцию познавательной деятельности ребенка и формирование высших психических функций.

Задача психокоррекционной работы - запустить механизмы компенсации, облегчить формирование социально-психических структур личности (Выготский Л.С., 1983).

С ребенком проводятся специальные развивающие занятия, направленные на тренировку внимания, памяти, мышления, речи. Подбираются методики с учетом зоны ближайшего развития.

Профилактика ретардации развития

Для профилактики ретардации развития необходим комплекс мероприятий:

  • планирование беременности, дородовый патронаж;
  • соблюдение режима дня, полноценное питание в первые годы жизни ребенка;
  • своевременная диагностика и лечение соматических и инфекционных заболеваний.

Прогноз при ретардации развития

При адекватной терапии и реабилитации прогноз благоприятный. У многих детей удается достичь возрастной нормы в психомоторном и речевом развитии.

Однако полное выздоровление не всегда возможно. У части пациентов сохраняется стойкое отставание в развитии, что требует организации специальных условий обучения и социальной адаптации.

Профилактика рецидивов

Для предотвращения повторных эпизодов ретардации развития рекомендуется:

  • соблюдение щадящего режима;
  • профилактика интеркуррентных заболеваний;
  • поддерживающая медикаментозная терапия.

Роль семьи в реабилитации ребенка

Для успешной реабилитации ребенка с ретардацией развития очень важна поддержка семьи. Родители должны:

  • создать дома развивающую среду;
  • заниматься с ребенком по рекомендациям специалистов;
  • посещать коррекционные занятия, контролировать выполнение заданий;
  • подбирать полезные развивающие игры и занятия;
  • постоянно тренировать и закреплять новые навыки.

Терпение и последовательность, ежедневные занятия помогут добиться значительных успехов.

Специальные условия обучения

Для детей с ретардацией развития в школах созданы специальные классы (VII и VIII вида), где реализуются адаптированные образовательные программы с учетом особенностей развития каждого ребенка.

Используются методики, направленные на:

  • развитие сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации;
  • поэтапное обучение и четкий контроль усвоения материала.

Это позволяет даже при имеющихся проблемах получить образование и в дальнейшем найти доступную профессию.

Социальная адаптация

Дети с ретардацией развития нуждаются в особых условиях социализации. Необходим поэтапный подход:

  1. Адаптация в семье. Формирование бытовых, коммуникативных, социальных навыков.
  2. Адаптация в детском коллективе. Обучение взаимодействию со сверстниками.
  3. Подготовка к самостоятельной жизни. Выбор профессии, обучение профессиональным навыкам с учетом индивидуальных особенностей.

На всех этапах важна систематическая работа психолога по коррекции коммуникаций, поведения, эмоционально-волевой сферы.

Общественные организации

Для оказания помощи семьям с «особыми» детьми созданы некоммерческие организации. Они предоставляют информационную и психолого-педагогическую поддержку, помогают отстаивать права и интересы детей в образовательных и медицинских учреждениях.

Родители могут принимать участие в таких организациях, чтобы помочь не только своему ребенку, но и другим семьям.

Перспективы

В последние годы активно ведутся научные исследования в области генетики, молекулярной биологии, нейрофизиологии, позволяющие лучше понять механизмы ретардации развития. Разрабатываются новые методы профилактики, диагностики и лечения.

Эти достижения дают надежду, что в будущем удастся эффективно помочь детям с отклонениями в развитии раскрыть свой потенциал и найти достойное место в жизни.

Международный опыт

Вопросами изучения и коррекции ретардации развития занимаются не только в нашей стране, но и во всем мире. Международные организации, такие как ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, проводят исследования, разрабатывают рекомендации, реализуют программы помощи.

Например, в США и странах Евросоюза активно внедряется инклюзивное образование, позволяющее детям с ограниченными возможностями здоровья учиться вместе со сверстниками в обычных классах. Такой подход способствует их социализации.

Известные люди с ретардацией развития

История знает немало выдающихся личностей, достигших успеха в науке, искусстве, спорте, несмотря на проблемы в развитии. Например, всемирно известный ученый Альберт Эйнштейн в детстве очень поздно начал говорить. А американский мультипликатор Уолт Дисней страдал дислексией.

Это доказывает, что при грамотной поддержке и упорном труде человек способен найти свое призвание и достичь больших высот в любой области.

Меры государственной поддержки семей

В нашей стране действует ряд законов, гарантирующих права детей с особенностями развития и их семей. Они имеют льготы, пособия, обеспечиваются техническими средствами реабилитации. Например, программа «Доступная среда» направлена на создание условий для социализации таких детей.

Разрабатываются и регулярно совершенствуются государственные стандарты оказания образовательных, медицинских и социальных услуг.

Заключение

Ретардация развития - серьезная проблема, с которой сталкивается каждый десятый ребенок. В статье подробно разбираются возможные причины этого состояния, методы диагностики, клинические проявления. Освещаются различные методы лечения и реабилитации - медикаментозные и немедикаментозные. Отдельное внимание уделяется психолого-педагогической коррекции, а также роли семьи в процессе адаптации и социализации ребенка с проблемами развития.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.