Аффрикаты в логопедии: что это такое

Аффрикаты - это согласные звуки, состоящие из двух элементов: смычного (взрывного) и фрикативного (щелевого). Они образуются при слитном произношении этих элементов. В русском языке есть две аффрикаты:

  • "Ч" состоит из элементов "ТЬ" (смычной) и "Щ" (фрикативный)
  • "Ц" состоит из элементов "Т" (смычной) и "С" (фрикативный)
Девочка тренирует произношение звука «ц» перед логопедом

Значение аффрикат в речи

Аффрикаты играют важную роль в речи. Они участвуют в образовании многих слов русского языка. Например, слова "чай", "часы", "цыпленок" невозможно произнести без аффрикат. Правильное произношение аффрикат необходимо для разборчивости и понимания речи.

Кроме того, аффрикаты придают русской речи характерную мелодику и звучание. Ребенок, не владеющий аффрикатами, будет говорить на иностранный манер, его речь будет невыразительной.

Аффрикаты в логопедии

Аффрикаты звуки занимают особое место в логопедии. Для исправления их дефектов не требуется специальной подготовки речевого аппарата, в отличие от других групп звуков.

Однако артикуляционная гимнастика полезна как подготовительное упражнение перед постановкой аффрикат. Она разогревает мышцы языка и губ, делает их более подвижными.

Этапы логопедической работы

Существует несколько этапов работы над аффрикатами в логопедии:

  1. Автоматизация смычных и фрикативных звуков, из которых состоят аффрикаты
  2. Введение аффрикат в самостоятельную речь
  3. Дифференциация аффрикат между собой и от смычных/фрикативных

На первом этапе ребенок тренирует произнесение звуков "ТЬ", "Щ", "Т", "С" в слогах, словах, предложениях. Это необходимая база для дальнейшего формирования аффрикат.

На втором этапе логопед учит ребенка соединять смычный и фрикативный в единый звук - аффрикату. Сначала отрабатывается произнесение звука изолированно, затем в слогах и словах.

На третьем этапе ребенок учится различать схожие звуки между собой. Это необходимо, чтобы избежать смешения аффрикат со смычными/фрикативными в речи.

Логопед проводит игру на дифференциацию «ч» и «ц» с группой детей

Методы логопедической работы

Для формирования аффрикат логопеды используют различные методы:

  • Показ артикуляции перед зеркалом
  • Отработка звука в различных позициях (в начале, середине, конце слова)
  • Игры и упражнения на автоматизацию звука

Большое внимание уделяется кинестетическим ощущениям - осязанию положения языка и губ при артикуляции. Это помогает лучше запомнить нужную артикуляцию.

Для закрепления аффрикат используют стихи, скороговорки, потешки. Это помогает отработать плавное и четкое произнесение звука в потоке речи.

Аффрикаты Примеры
[ч] чай, часы, мяч
[ц] цыпленок, цапля, цыпленок

Как видно из примеров, аффрикаты часто встречаются в русской речи, поэтому их правильное звучание очень важно.

Подводя итог, можно сказать, что работа над аффрикатами занимает значительное место в логопедии. От качества этой работы зависит внятность, выразительность речи и речевая культура человека.

Особенности аффрикат у детей

У детей процесс формирования аффрикат имеет свои особенности. В норме дети начинают правильно произносить эти звуки примерно к 5-6 годам.

Однако у многих дошкольников возникают трудности с аффрикатами. Наиболее распространенные ошибки:

  • Замена аффрикат на смычные/фрикативные звуки (цеплять вместо чеплять)
  • Нечеткое произнесение аффрикат, без взрыва (што вместо что)
  • Межзубное или боковое произнесение (когда воздух идет не по середине, а сбоку)

Такие ошибки могут сохраняться довольно долго, если своевременно не заниматься коррекцией. Логопед помогает исправить дефекты звукопроизношения в игровой форме.

Занятия с логопедом

Обычно на логопедических занятиях работа над аффрикатами начинается не сразу. Сначала отрабатываются более простые в артикуляционном плане звуки ([М], [Б], [Д] и др.).

Когда ребенок научится четко произносить смычные и щелевые звуки, из которых состоят аффрикаты, можно переходить непосредственно к работе над [Ч] и [Ц].

На начальном этапе логопед показывает артикуляцию звука перед зеркалом, а ребенок повторяет за ним. Затем отрабатывается произнесение аффрикат в слогах, словах.

Для закрепления используются стихи, потешки, игры. Логопед следит за правильным положением артикуляционных органов, добивается четкого звучания аффрикат.

Автоматизация аффрикат в речи

Когда ребенок научится правильно произносить аффрикаты изолированно и в словах, начинается этап автоматизации. Это значит, что звук начинает употребляться в спонтанной речи.

Процесс автоматизации довольно длительный. Логопед подбирает задания с большим количеством слов с заданным звуком. Например, пересказ текста или составление рассказа по картинке.

Автоматизация позволяет закрепить навык безошибочного употребления аффрикат во фразовой речи. Это обязательное условие для исправления нарушенного звукопроизношения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество