Основы композиции в фотографии - особенности, принципы и задачи

В данной статье мы постараемся как можно более подробно рассказать об основах композиции в фотографии, флористике, дизайне, архитектуре и других сферах творчества, а также о том, что такое композиция и как научиться чувствовать ее и понимать.

Что такое композиция

правило золотого сечения

Прежде всего следует понять, какую роль композиция играет в изобразительном и монументальном искусстве. Это определенное расположение объектов, которое позволяет выразить идею творца с наибольшей полнотой, при этом придавая ему целостное единство. Основы композиции необходимо знать любому человеку, который более или менее профессионально начинает работать в какой-либо сфере искусства. Но несмотря на это, композиционные решения могут быть самыми разнообразными и интересными.

Законы композиции

Существует несколько основных законов художественной композиции, которые так или иначе используются во всех сферах творчества. Во-первых, это закон целостности, применяя который, художник может создать восприятие своего произведения как единого целого. Основная характеристика этого закона заключается в том, что композиция становится неделимой, поэтому изображение на картине не получится воспринять как сумму нескольких более или менее самостоятельных частей.

Следующий закон контрастов предполагает, что они являются одновременно соединением и борьбой противоположностей, осуществляя движение и развитие сюжета. Существует несколько видов – тоновой, цветовой контраст форм, состояний и линий, и другое. Они являются одним из основных выразительных средств в произведении.

картина Кандинского

Закон подчиненности в композиции обуславливает влияние идеи автора произведения на все изображенные объекты. С помощью этого закона художник может выразить свое мнение, дать оценку происходящему – то есть наполнить произведение духовным смыслом, без которого это было обычным ремесленным изделием.

И, наконец, к основам композиции в искусстве относится так называемый закон воздействия. Он имеет следующий смысл: если предмет на полотне расположен далеко от рамы (то есть от границ изображения), то он воспринимается находящимся в глубине пространства. Напротив, если он находится близко к раме, то выглядит как лежащим в плоскости границ или недалеко от нее.

Итак, мы затронули основы в изобразительном искусстве. В остальных частях статьи перейдем к конкретным правилам композиции в различных сферах искусства.

Основы композиции в фотографии

лодка на фоне заката

Для того чтобы кадр получился удачным и привлекающим внимание зрителя, необходимо соблюдать несколько общих правил, с помощью которых можно выделить важные элементы и подчеркнуть их особенности.

Во-первых, особенное внимание стоит уделить контрастности: светлые объекты необходимо снимать на темном фоне, и наоборот, поскольку главный предмет съемки должен моментально отделяться от общего пространства (хотя существуют и некоторые исключения из этого правила). Если вы фотографируете человека, то не рекомендуется делать это на пестром фоне – иначе объект съемки окажется вне фокуса внимание. Также нежелательно снимать людей и животных на коричневом или желтом фоне, в противном случае фотография будет выглядеть неестественно.

Элементы съемки, которые составляют собой общий сюжет, не должны хаотически быть разбросаны по всему пространству. Основы композиции и художественной съемки предполагают, что гораздо лучше будет, если они образуют собой некие относительно несложные геометрические формы – треугольник, квадрат, ромб. Это выглядит значительно выигрышнее. В принципе, необходимо, чтобы между объектами на фотографии была некая смысловая связь, чтобы их объединял цвет, форма или, например, линия взгляда. Кроме того, хорошо располагать их в соответствии с правилом золотого сечения, которое является также основой в рисунке, композиции и архитектуре. Если поместить объект съемки в точках, находящихся примерно в одной трети от границ кадра.

Если на кадре присутствуют, в основном, вертикальные предметы, то лучше сфотографировать их вертикально. Соответственно, если вы снимаете пейзаж, то лучшим выбором будет горизонтальная съемка.

Удачная точка съемки

люди переносят зеркало

В зависимости от жанра фотографии, необходимо выбрать наиболее подходящую точку съемки. Так, чтобы сделать удачный портрет, лучше всего найти точку на уровне глаз человека. Если это поясной портрет, то выгоднее найти ее на уровне пояса. Во избежание искаженных пропорций, лучше держать объектив на уровне снимаемого объекта, ведь, например, фотографируя человеку сверху, вы рискуете зрительно уменьшить его рост. Особенно это касается животных и детей – предпочтительно делать их снимки, опускаясь до уровня их роста. Но если вам необходимо, чтобы фотография получилась более внушительной и величественной, то можно снимать объекты с нижней точки. Особенно хорошими кадрами с использованием этого приема получаются те, на которых присутствуют живые динамичные сцены, например, танцы или скачки.

Чтобы зрителю легче было фокусироваться на кадре, постарайтесь сделать так, чтобы горизонт не разделял изображение на две равные части.

Особенности человеческого мозга

При построении гармоничной композиции стоит учитывать и то, что мы привыкли считывать информацию справа налево. По этой причине смысловой центр кадра лучше располагать в правой части фотографии. А чтобы композиция выглядела равновесной, если в одной из частей фото есть яркое цветовое пятно, то в другой части стоит поместить аналогичное или что-то другое, что привлечет внимание зрителя, например, действие и движение.

Кстати, что касается движения: если оно есть на вашей фотографии, то лучше размещать движущийся объект так, чтобы перед ним всегда оставалось свободное пространство, чтобы ему было куда двигаться.

При фотографировании людей стоит учитывать один важный момент, который часто упускают неопытные любители, а ведь это одна из основ композиции – крайне нежелательно «обрезать» конечности людей. Лучше фотографировать либо всю фигуру целиком, либо кадрировать ее на уровне бедер. Руки же гораздо правильнее обрезать до плеча, но ни в коем случае не до кисти.

Не стоит допускать образования в кадре больших пустых пространств – равнин или воды. Необходимо поместить в эти пустоты какие-либо предметы, подходящие по теме.

Это самые основные правила, которые стоит соблюдать, чтобы снимок получился удачным и максимально профессиональным. Больше о композиции можно узнать из различных книг на эту тему, например, из «Основ композиции и художественной фотосъемки» Марка Гейлера.

Композиция во флористике

Что же касается основ композиции во флористике, то здесь также есть несколько правил, которых необходимо придерживаться. Для соблюдения изящных пропорций используют все то же классическое правило «золотого сечения», которое в данном случае применяется и к букету, и к вазе, в которой он находится. Если условно разделить общую высоту на восемь частей, то лишь три из них должны приходиться на вазу, а все остальное – на сами цветы. При горизонтальном расположении флористической композиции применяется такое же правило.

флористическая композиция

В любом букете должна быть фокусная точка, к которой притягивается внимание зрителя, например, один крупный яркий цветок или, наоборот, группа мелких, расположенных ближе к краю вазы. Но не следует делать ее слишком крупной, чтобы не испортить в итоге всю композицию. Также в ней важен ритм, который можно достичь благодаря чередованию цветов и форм, изменением размера цветков.

Без сомнения важно, чтобы композиция выглядела сбалансированной и уравновешенной. Этого эффекта можно достичь за счет визуальных приемов – так, темные цветы выглядят более тяжелыми, чем светлые, а круглые – более массивными, чем трубчатые. Должен существовать устойчивый баланс между верхом и низом композиции, чтобы она не «развалилась», даже будучи ассиметричной. Для этого стоит размещать крупные цветки в нижней части букета. Кстати, ассиметричные букеты часто строятся по правилу трех треугольников, имеющих одну общую сторону, это одна из основ декоративной композиции.

Также следует уделять внимание цветовой гамме, обращаясь к неизменному цветовому кругу, заключающему в себе все теплые и холодные оттенки радужного спектра и показывающему их наиболее удачное сочетание. Теплые цвета зрительно оживляют композицию, а холодные делают ее более спокойной и уравновешенной.

Композиция в архитектуре

Говоря об основах архитектурной композиции, следует различать три ее вида – фронтальную, глубинно-пространственную и объемно-пространственную.

схема здания

Фронтальная композиция относится, в основном, к плоскостным фасадам зданий, основные координаты в ней – горизонтальная и вертикальная. В объемной появляется третья координата, позволяющая воспринимать здание в перспективе, а в глубинной композиции учитывается продолжение здания в глубину пространства.

Внешний облик здания – экстерьер – всегда зависит от назначения и функций здания, то есть от его внутреннего вида (интерьера). Существует несколько основных композиционных видов интерьера:

  • зальный, когда все помещения объединены в одно;
  • центрический, когда вокруг большего по объему помещения располагаются меньшие;
  • анфиладный, где помещения располагаются одно за другим;
  • коридорный, где помещения располагаются по обе стороны связывающего их коридора;
  • секционный, когда помещения изолированы друг от друга;
  • смешанный, объединяющий все вышеперечисленные разновидности.

Также немаловажную роль в архитектуре города играют так называемые ансамбли, представляющие собой совокупность нескольких зданий и других элементов. Композицию ансамблей разделяют на несколько типов: свободное пространство, неограниченное ничем, пространственная перспектива, расположенная вокруг, (например, площади, пространство, ограниченное постройками или зелеными насаждениями), а также панорама, где главную роль играет силуэт зданий.

Архитектурные законы композиции

Если говорить о конкретных законах композиции, применяемых в архитектуре, то в первую очередь, это гармоничные пропорции здания, для достижения которых часто используется закон «золотого сечения», изобретенный Леонардо да Винчи. Все здания естественным образом привязаны к человеку, и потому должны быть ему соразмерны. Ритм, в который вписываются элементы сооружения, может придать ему разное настроение – от динамического до мрачно-торжественного. Приемы контраста также используется как основа композиции в конструктивных искусствах, здесь он достигается при помощи определенного сочетания цветов, формы и объемов. Многое зависит и от симметрии или ассиметрии, в зависимости от целей архитектора. И, конечно же, в идеальной композиции должны отсутствовать лишние элементы, благодаря чему композиция достигает гармоничности.

Дизайн: композиция

В этой сфере используются примерно те же правила, что и во всех остальных. Также выделяется геометрический центр, который обычно находится на пересечении двух диагональных линий из угла в угол. Композиционный центр может не совпадать с ним - иногда его сознательно смещают для создания динамических эффектов. Но, как правило, композиционный центр изображения совпадает со смысловым. Для выделения его из пространства применяют различные методы – выделение цветом или светом, размером и формой.

схематическая птица

Основы композиции в искусстве предполагают следующее знание: динамические композиции, в отличие от статических, подчас бывают более выгодными в дизайне, так как они вызывают значительно большее число ассоциаций у зрителя.

Симметрия обычно ни у кого не вызывает трудностей, чего не скажешь об ассиметрии: подобные композиции следует тщательным образом уравновешивать, так как для большинства равновесие является залогом психологически адекватного восприятия изображения. Эта уравновешенность может достигаться при помощи соотношения размеров, форм и цвета объектов.

Также в графическом дизайне используется ритм и метр. В данном случае под ритмическим рядом подразумевается повторение, которое основано на изменении элементов, а под метрическим – повторение групп одинаковых элементов. Но в любом случае оба этих приема известны человеку с древних времен и помогают упорядочить окружающее пространство.

Для того чтобы достичь иллюзии пространства, одной из основ композиции в дизайне является цветовая, а также воздушная перспектива. Суть последней заключается в том, что выраженность разнообразных контрастов сильнее всего проявляется на предметах, расположенных визуально близко к зрителю. Чем дальше предмет в пространстве, тем слабее эти контрасты. Соответственно, цвета по мере продвижения объектов в пространстве изображения слабеют, становятся более холодными. Таким образом, эти закономерности позволяют создать иллюзию ширины и дали. Особенно это стоит учитывать в живописной композиции, где цвет играет едва ли не важнейшую роль.

Пара слов в заключение

В статье отражены лишь самые основные правила, которые стоит учитывать при выстраивании композиции – в реальности их гораздо больше. В финале стоит напомнить: несмотря на то, что основы композиции являются фактически ее законами, их не обязательно исполнять досконально. Однако прежде чем нарушить их, следует хорошо изучить эти законы и научиться пользоваться ими. Как видите, основы композиции в фотоискусстве, живописи, архитектуре, дизайне совпадают и переплетаются.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.