Самодельный автомобиль "Лаура" - уникальное творение рук советских инженеров-новаторов. От первого прототипа 1985 года до эксклюзивной модели Xc-20 с двигателем Audi на "Авито" - история невероятных триумфов и горьких разочарований. Узнайте истинную историю легенды советского автопрома!
Зарождение идеи создания "Лауры" (1981 год)
Все началось с показа по центральному телевидению автомобиля, созданного двумя молодыми ленинградцами - Дмитрием Парфеновым и Геннадием Хаиновым. Как отмечает автор статьи в журнале "Огонек", "многие наши читатели уже хорошо знают, что, каким бы смелым и перспективным ни был проект машины, чаще всего он оказывался забытым и никому не нужным". Однако в случае с "Лаурой" все сложилось иначе.
Во времена СССР таких самодельных машин было очень много. В самых разных уголках Союза мастера создавали из остатков разнообразных узлов и деталей самоделки, на которых разрешалось движение по городам и автодорогам.
Но машина, созданная Парфеновым и Хаиновым, сильно выделялась даже на общем фоне. Как отмечает автор, она "счастливо соединила в себе и роскошь, и средство передвижения".
Создание первого прототипа "Лауры" (1982-1985)
Работа над первым прототипом автомобиля началась зимой 1982 года. В качестве материалов для ходовой части использовались старые водопроводные трубы, из которых конструкторы собирали рамы для двух автомобилей-близнецов.
Весной настала очередь создания кузовов. Технология была довольно необычной для того времени:
- На металлический каркас наклеивались блоки пенопласта согласно предварительным чертежам;
- Затем пенопластовые заготовки тщательно обрабатывались;
- Далее на них наклеивались слои стеклоткани;
- После полимеризации смолы проводилась финишная обработка поверхностей.
Такая технология позволила создать облегченные и в то же время прочные кузова необычной формы. Помимо кузовов, в гаражных условиях изготавливались даже задние катафоты!
В качестве силовых агрегатов для автомобилей были использованы моторы от ВАЗ-2105, которые компоновались вместе с КПП от "Запорожца" и передним приводом от "Нивы".
К весне 1985 года оба экземпляра "Лауры" были полностью готовы. Машины имели лишь незначительные отличия в оформлении кузова и цвете окраски.
Дебют "Лауры" на выставках и автопробегах (1985-1986)
Буквально сразу после завершения проекта "Лаура" приняла участие в ряде выставок и автопробегов как в СССР, так и за рубежом. Особенно запомнились такие мероприятия как:
- Международная выставка ЭКСПО-85 в болгарском городе Пловдив;
- Участие в автопробеге по маршруту Москва - Пловдив - София, организованном журналом "Техника-молодежи";
- Показ на выставке "100 лет автомобилю" в Праге в 1986 году.
На этих мероприятиях самодельный советский автомобиль автомобиль Лаура произвел настоящий фурор как среди зрителей, так и среди профессионалов автомобильной индустрии.
На выставке в Праге внешний облик «Лауры» высоко оценил известный итальянский дизайнер Нуччио Бертоне
По отзывам очевидцев, Бертоне был искренне удивлен, узнав, что столь современную и стильную машину сконструировали всего два советских энтузиаста в гаражных условиях.
Организация лаборатории в Ленинграде (1986)
Успех на выставках не остался незамеченным советским руководством. Вскоре последовал приказ министра автомобильной промышленности о выделении Парфенову и Хаинову лаборатории для разработки серийного автомобиля на базе "Лауры". По воспоминаниям разработчиков, на встрече в Москве министр поставил им чрезвычайно амбициозную задачу:
создать действующий образец серийного легкового автомобиля, не имеющего аналогов у нас в стране и не уступающего по качеству лучшим перспективным западным моделям!
При этом отвести на реализацию столь грандиозных планов планировалось всего лишь один год. На вопрос о сроках Парфенов и Хаинов ответили согласием. Однако реальные условия работы новоиспеченной лаборатории оказались далеки от идеальных.
Вместо современного офиса и производственных цехов разработчикам выделили обычный деревянный сарай площадью около 100 кв.м. При этом даже в таком скромном помещении с первых дней возникли проблемы с материально-техническим обеспечением и доставкой необходимого оборудования. По воспоминаниям очевидцев, проще было привезти, к примеру, цемент или даже самосвал с песком из Москвы, чем получить аналогичную помощь от городских властей Ленинграда.
Тем не менее, несмотря на все трудности, работа над новым автомобилем продолжалась.
Разработка макета новой "Лауры" (1986-1987)
Уже в 1986 году в условиях все того же сарая на чугунной плите был изготовлен полноразмерный деревянный макет кузова перспективной модели. Предстояло снять с него точные слепки и на их основе отштамповать оснастку для последующего производства опытных образцов.
По отзывам специалистов Главного технологического управления министерства, на тот момент создание макета уже само по себе было большим достижением для столь малочисленного коллектива энтузиастов.
В то же время очевидна была и неоптимальная организация труда. В силу ограничений лаборатории каждый из разработчиков вынужден был совмещать одновременно несколько профессий - от конструктора и технолога до слесаря и уборщика помещений.
Из-за такой перегрузки сотрудников непрофильными задачами существенно снижалась эффективность работ по основному проекту. Тем не менее команда продолжала трудиться над воплощением грандиозной мечты - созданием советского автомобиля будущего!
Переработка дизайна "Лауры" (начало 90-х)
С распадом СССР прекратилось и финансирование работ по "Лауре". Тем не менее Парфенов не оставил свою заветную идею и в начале 90-х приступил к полной переработке дизайна автомобиля.
Поворотным моментом стала покупка Парфеновым аварийной Audi, из которой он решил использовать мотор и трансмиссию для новой "Лауры". Так родилась концепция среднемоторного спорткара на зарубежных агрегатах.
На воплощение задуманного ушло около двух лет. За это время прототип практически полностью сменил свой облик.
Премьера обновленной "Лауры" (середина 90-х)
Обновленная модель получила индекс Laura Xc-20 и впервые предстала перед публикой в 1995 году на автосалоне в Москве. Несмотря на использование агрегатов от Audi, экстерьер и интерьер автомобиля сохранили свое неповторимое лицо, что произвело ошеломляющее впечатление на посетителей.
После успешной премьеры Парфенов всерьез задумался о создании небольшого ателье для выпуска лимитированной серии Laura Xc-20.
Причины провала серийного выпуска (конец 90-х)
К сожалению, в конце 90-х годов планы по налаживанию серийного производства Laura Xc-20 потерпели крах. Сыграло роль сразу несколько факторов:
- Экономический кризис в стране, из-за которого резко упал автомобильный рынок;
- Высокая цена автомобиля с учетом использованных агрегатов от Audi;
- Невысокий интерес со стороны потенциальных инвесторов.
Таким образом, несмотря на все старания, проект Laura Xc-20 остался нереализованным в серийном производстве.
Судьба единственного экземпляра (2000-е годы)
Единственный сохранившийся экземпляр Laura Xc-20 в итоге был продан частному лицу. Новым владельцем стал автолюбитель из Смоленска, который произвел небольшую модернизацию уникального авто.
Ныне обновленный автомобиль выставлен на продажу по цене 5 миллионов рублей. Учитывая используемые дорогостоящие комплектующие (мотор и КПП от Audi A8), стоимость выглядит вполне адекватно.
Таким образом, несмотря на все перипетии, Laura Xc-20 до сих пор остается востребованным эксклюзивным автомобилем для ценителей раритетной техники и нестандартных решений.
"Лаура" сегодня: возрождение легенды?
Хотя серийное производство так и не было налажено, самодельный автомобиль "Лаура" по праву вошел в историю отечественного автопрома как воплощение смелой инженерной мысли и неудержимого творческого поиска.
Быть может, пришло время возродить этот проект на новом технологическом уровне? Ведь многие идеи Парфенова, казавшиеся фантастичными десятилетия назад, сейчас выглядят вполне осуществимыми. Кто знает, если наберется достаточно энтузиастов, легендарная "Лаура" еще может получить второе рождение!
Технические характеристики "Лауры"
Несмотря на кустарные условия создания, "Лаура" изначально отличалась довольно впечатляющими техническими характеристиками:
- Мощность двигателя ВАЗ-2105 составляла 79 л.с.
- Максимальная скорость превышала 150 км/ч
- Кузов изготавливался из стеклопластика по собственной уникальной технологии
- Применялась переднеприводная компоновка с ШРУСами от "Нивы"
- Использовались дисковые тормоза на всех колесах
После модернизации на базе Audi характеристики выросли еще больше:
- Мощность мотора от Audi A8 составила около 350 л.с.
- Разгон до 100 км/ч за 4.5 секунды
- Максимальная скорость свыше 260 км/ч
Особенности экстерьера и интерьера
Внешний вид и интерьер "Лауры" отличались ярким авторским стилем, не похожим ни на один серийный автомобиль того времени. Экстерьер формировал обтекаемый кузов со стремительными обводами, интерьер поражал эргономичностью и функциональностью.
Отличительными чертами дизайна можно назвать:
- Характерные очертания передней и задней оптики
- Выразительные "каплевидные" боковины
- Обилие хромированных деталей
- Фирменное двухцветное оформление кузова
Интерьер отличался продуманной компоновкой приборной панели, обилием ниш и отсеков для мелких вещей, а также использованием качественных отделочных материалов.
Конструктивные особенности
Несмотря на кажущуюся простоту, конструкция "Лауры" изобиловала оригинальными и даже футуристическими по тем временам решениями.
К наиболее интересным особенностям можно отнести:
- Поперечное расположение силового агрегата
- Отсутствие рамы, жесткие связи кузов-двигатель
- Пространственная конструкция из труб для жесткости
- Применение электронных систем управления двигателем
Благодаря таким решениям удалось существенно облегчить конструкцию и повысить жесткость всего автомобиля.
Оценка экспертов и владельцев
Несмотря на "гаражное" происхождение, "Лаура" снискала восхищенные отклики как профессиональных автомобильных экспертов, так и рядовых автолюбителей.
Среди наиболее часто упоминаемых достоинств - футуристический дизайн, мощные динамические качества, техническая продуманность конструкции, высокое качество сборки.
К минусам можно отнести разве что сложность сервисного обслуживания в силу уникальности автомобиля. Однако для настоящих ценителей это не помеха.