Развитие личности является одной из фундаментальных проблем психологической науки. Это сложный и многогранный процесс, затрагивающий как биологические, так и социальные аспекты человеческой жизни.
Определение понятий
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению формирования и развития личности, необходимо дать определения ключевым понятиям:
- Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
- Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений личности во времени, выражающийся в приобретении новых и преобразовании имеющихся знаний, умений, навыков, способностей, установок, отношений.
- Формирование личности – процесс и результат влияния на индивида системы социальных институтов общества и жизненных ситуаций с целью воспитания определенных социально значимых качеств.
Формирование и развитие личности в психологии рассматриваются как взаимосвязанный процесс становления человека как личности под воздействием социальных и биологических факторов.
Становление и развитие личности как предмет изучения
Проблема становления и развития личности является одной из центральных в психологии. Она включает в себя изучение закономерностей и механизмов:
- индивидуально-психологических изменений человека на разных этапах жизненного пути;
- формирования характера, способностей, мировоззрения;
- социально-психологической адаптации индивида в обществе;
- обретения идентичности;
- постановки и достижения личностно значимых целей.
Особый интерес представляет изучение кризисов развития и способов их разрешения на каждом возрастном этапе.
Формирующаяся личность - это что
Формирующаяся личность - это прежде всего личность в процессе качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Существуют различные концепции формирующейся личности:
- Психоаналитическая - личность формируется в ходе вытеснения бессознательных инстинктивных влечений и замещения их социально приемлемыми способами реализации.
- Бихевиористская - личность есть совокупность приобретенных форм поведения и навыков социального взаимодействия.
- Гуманистическая - процесс самоактуализации, реализации человеком своих потенциальных возможностей.
Таким образом, существуют различные взгляды, однако можно выделить ключевой признак формирующейся личности - это наличие активно протекающих качественных изменений.
В чем сущность развития личности
В чем сущность развития личности - вопрос философский и методологический одновременно. Различные психологические школы дают свои ответы.
С точки зрения психоанализа, сущность развития личности заключается в постепенном превращении биологического существа в культурное и социальное по мере взросления. Происходит вытеснение инстинктов и замещение бессознательных влечений социально приемлемым поведением.
Согласно теориям социального научения, ключевая сущность развития личности – это процесс усвоения различных форм поведения и межличностного взаимодействия путем подражания и научения.
В гуманистической психологии центральной идеей выступает представление о сущности развития как процессе самоактуализации, реализации личностью своего врожденного потенциала.
Таким образом, сущность процесса развития личности трактуется по-разному в зависимости от психологической концепции. Однако общим является понимание развития как процесса качественных изменений личности во времени.
Факторы, влияющие на формирование личности
Формирование развитие личности психологии обусловлено комплексным воздействием различных факторов, которые принято подразделять на 3 основные группы:
- Биологические факторы, к которым относятся наследственность, тип нервной системы, анатомо-физиологические особенности.
- Психологические факторы - это прежде всего особенности протекания познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и др.), а также эмоционально-волевой сферы.
- Социальные факторы, включающие этническую принадлежность, культуру, традиции общества, систему ценностей и норм, особенности гендерной социализации, влияние семьи, средств массовой информации и др.
Важно отметить, что все эти факторы находятся в тесном взаимодействии и оказывают системное воздействие на формирующуюся личность.
Стадии развития личности
Существуют различные периодизации стадий развития личности как в зарубежной, так и в отечественной "психологии". Одна из наиболее известных принадлежит американскому психологу Эрику Эриксону.
Он выделил несколько стадий психосоциального развития, каждая из которых отвечает определенному возрастному периоду и характеризуется своим центральным психологическим новообразованием:
- Младенческий возраст - формируется чувство базового доверия/недоверия к миру.
- Ранний возраст - автономия или стыд/сомнение.
- Дошкольный возраст - инициатива или чувство вины.
- Младший школьный возраст - усердие или чувство неполноценности.
Помимо возрастной периодизации, выделяют стадии развития личности, связанные с освоением ведущих типов деятельности.
Личность как субъект жизненного пути
Современные исследования рассматривают личность как субъекта собственной жизни, активного творца и организатора своего уникального жизненного пути. Центральной характеристикой выступает понятие "стиль жизни", отражающее систему ценностей и жизненную стратегию личности.
В качестве субъекта жизни личность генерирует и преобразует жизненные смыслы, ставит цели и воплощает их в реальность своими действиями. Так проявляется индивидуальность и неповторимость судьбы конкретного человека.
Кризисы развития личности
Наряду с поступательным характером, развитие личности имеет и кризисные периоды, которые являются закономерным и важным этапом, обуславливающим переход на новый уровень развития при их успешном разрешении.
Пусковым механизмом кризисов чаще всего выступает накопление противоречий между новыми потребностями, мотивами, ценностями личности и прежними способами жизнедеятельности, целями, установками.
Пути разрешения кризисов в развитии личности
Существуют конструктивные и деструктивные способы разрешения кризисов в процессе развития личности.
К конструктивным относят:
- осознание кризиса и его причин;
- принятие ответственности за его разрешение на себя;
- поиск и реализация новых стратегий поведения;
- пересмотр системы ценностей и жизненных целей;
- обращение за психологической помощью.
Деструктивные пути включают:
- отрицание наличия проблем;
- самообвинение и обвинение других;
- алкоголизацию и наркотизацию;
- агрессивные формы поведения;
- суицидальные тенденции.
Саморазвитие личности
Одним из важнейших путей конструктивного разрешения кризисов является осознанное саморазвитие личности, под которым понимается система мероприятий по самосовершенствованию и раскрытию своего личностного потенциала.
Это предполагает рефлексию своих качеств, постановку личностно значимых целей, составление программы саморазвития, реализацию намеченных шагов, анализ результативности.
Залогом эффективности саморазвития является осознанность, систематичность и настойчивость в движении к намеченным целям, способность менять подходы для достижения результата.
Копинг-стратегии в развитии личности
Важную роль в развитии личности, особенно в кризисные периоды, играет выбор и освоение продуктивных копинг-стратегий (от англ. coping - совладание), помогающих справиться со сложными жизненными ситуациями.
К таким стратегиям относят:
- поиск социальной и эмоциональной поддержки;
- проблемно-ориентированное преодоление трудностей;
- когнитивная переоценка ситуаций;
- методы эмоциональной и физической саморегуляции.
Значение ресурсов личности в развитии
На протяжении жизненного пути в процессе развития личности важную роль играют личностные ресурсы человека, позволяющие ему эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями, кризисами, вызовами.
К основным ресурсам личности относят:
- физическое и психическое здоровье;
- развитый интеллект;
- волевые качества;
- адекватную самооценку;
- коммуникативные способности;
- умение рефлексировать и др.
Чем больше развиты и задействованы эти внутренние ресурсы, тем успешнее будет протекать процесс развития личности на всех этапах ее жизненного пути.
Теперь известно, что собой представляют такие процессы как формирование и развитие личности в психологии.