Социализироваться - что это значит и зачем нужно?

Социализация - важнейший процесс интеграции человека в общество. Без него невозможно построение полноценных отношений и успешная самореализация. Но что такое "социализироваться" на самом деле? Зачем нужен этот навык и как его приобрести? Давайте разберемся!

Сущность социализации

Социализация - это процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена социума.

Социализироваться - значит научиться взаимодействовать с другими людьми в соответствии с принятыми в обществе правилами.

Цель социализации - сформировать личность, способную адаптироваться к социальной среде. Адаптированный человек чувствует себя комфортно в коллективе, умеет находить общий язык и строить конструктивный диалог.

Процесс социализации начался еще в первобытных племенах, когда появилась потребность передавать опыт от старших поколений младшим. Со временем формы социализации усложнялись вместе с развитием человеческого общества.

Для личности успешная социализация означает возможность самореализации и построения карьеры. Для общества - формирование стабильности и единства на основе разделяемых большинством ценностей.

  • Пример успешной социализации - человек, легко находящий общий язык с разными людьми, имеющий статус и уважение в социуме.
  • Пример неудавшейся социализации - социопат или отшельник, избегающий общения и конфликтующий с общественными нормами.
Вид университетского городка осенью

Этапы социализации человека

Принято выделять два основных этапа социализации:

  1. Первичная социализация происходит в детстве под влиянием семьи и ближайшего окружения. Ребенок усваивает базовые ценности, социальные роли, стереотипы поведения.
  2. Вторичная социализация охватывает последующие периоды жизни, когда человек включается в новые социальные группы (например, в школе, институте, на работе). Происходит корректировка ценностей и поведения.

"социализироваться это" по сути непрерывный процесс. Каждый новый жизненный этап - школа, институт, переезд в другой город, смена работы или социального окружения - требует адаптации к новым правилам игры.

Возраст Основное поле социализации
0-3 года Семья
3-7 лет Детский сад, сверстники
7-18 лет Школа
18-25 лет Вуз, работа

Как видно из таблицы, на каждом этапе жизни человек сталкивается с новыми правилами социальной игры и институтами социализации. Чтобы успешно функционировать в обществе, нужно проходить социализацию снова и снова.

Агенты и институты социализации

Ключевыми "социализироваться это" являются:

  • Семья. Закладывает модели поведения, коммуникации, ценностные установки. Формирует базовый уровень социального и эмоционального интеллекта.
  • Школа и вуз. Формируют знания, профессиональные навыки и социальные сети. Учат следовать формальным и неформальным правилам организации.
  • СМИ и интернет. Транслируют социальные нормы и эталоны поведения. Могут как консолидировать общество вокруг позитивных ценностей, так и разъединять, навязывая деструктивные стереотипы.
  • Референтные группы (друзья, коллеги, одноклассники). Их ценности, вкусы, стиль жизни оказывают сильное влияние на процесс социализации, особенно в подростковом возрасте.

Чтобы успешно социализироваться, важно понимать влияние и взаимодействие этих институтов. Например, ценности семьи могут вступать в противоречие со стереотипами, транслируемыми медиа. А деструктивные установки в референтной группе способны перечеркнуть позитивный опыт школьного воспитания.

Умело выстраивая баланс между этими полями социализации, можно минимизировать риски и максимально эффективно приобретать полезный социальный опыт на каждом жизненном этапе.

Люди на работе в городе

Типы и виды социализации

Существует несколько основных типов социализации:

  • Гендерная - усвоение моделей поведения, характерных для определенного пола.
  • Возрастная - переход от одной возрастной роли к другой (ребенок -> подросток -> молодой специалист -> зрелый профессионал и т.д.).
  • Профессиональная - овладение специальными знаниями, навыками, ценностями выбранной профессии.
  • Религиозная - усвоение мировоззрения и этических норм той или иной конфессии.
  • Политическая - формирование политических взглядов и гражданской позиции.

Также различают этническую, субкультурную, девиантную и другие разновидности социализации. Многие из них тесно переплетены между собой. К примеру, этническая и религиозная или гендерная и профессиональная.

Проблемы в процессе социализации

Сбои в социализации могут возникать по разным причинам:

  1. Психологические травмы или нарушения (заикание, СДВГ и др.).
  2. "социализироваться это" в дисфункциональных семьях с асоциальными установками.
  3. Частая смена места жительства или социального окружения.
  4. Буллинг (травля ребенка) в школе или другом детском коллективе.

К последствиям неправильной социализации относятся:

  • Социофобии и страх общения.
  • Агрессия и склонность к насилию.
  • Асоциальное, противоправное, аутоагрессивное поведение.
  • Искаженные представления о нормах морали и социальных ролях.

Для решения подобных проблем важна своевременная психологическая помощь, а иногда и медикаментозное лечение. Также полезна смена обстановки, например, перевод ребенка в другой класс или группу с более позитивной атмосферой.

Как научиться социализироваться

Для успешной социализации рекомендуется:

  1. Выявить и скорректировать внутренние страхи, мешающие общению (с помощью психолога или самостоятельно).
  2. Развить социальный и эмоциональный интеллект - способность понимать себя, других людей и управлять эмоциями в общении.
  3. Тренировать базовые навыки коммуникации - умение слушать, задавать вопросы, высказываться.
  4. Расширять круг общения, экспериментировать с социальными ролями (например, стать волонтером или выступить перед аудиторией).
  5. Анализировать свой опыт социального взаимодействия, делать выводы.
Главный совет - не бояться ошибок и экспериментировать. Порой то, что кажется неловким или стыдным, со стороны воспринимается нейтрально или даже позитивно.

Закономерности социализации

Процесс социализации подчиняется определенным закономерностям:

  1. Активность субъекта. Человек не пассивно усваивает социальный опыт, а активно его интерпретирует и творчески применяет в своей жизни.
  2. Необратимость. Полученные знания, ценности, поведенческие модели, как правило, уже не исчезают бесследно.
  3. Неравномерность и гетерохронность. Социализация идет неравномерно, с разной интенсивностью на каждом возрастном этапе.
  4. Множественность агентов и каналов. Человек испытывает влияние многочисленных источников социализации (семья, СМИ, группа сверстников и т.д.), иногда конкурирующих друг с другом.

Понимание этих особенностей помогает эффективнее выстраивать процесс собственной социализации или социализации ребенка.

Парадоксы социализации

Среди парадоксов и противоречий социализации можно выделить:

  • Чем больше человек социализирован, тем меньше он похож на других (противоречие индивидуализации и интеграции).
  • Асоциальные группы и субкультуры тоже социализируют своих членов, хотя их ценности расходятся с общественными.
  • Чрезмерное давление социализации может привести к внутреннему отторжению ее норм или даже девиантному поведению.

Это еще раз подчеркивает сложность и неоднозначность процессов социализации. Идеальных рецептов здесь нет - каждый индивид уникален.

Социализация будущего

В современном постоянно меняющемся обществе социализация принимает новые формы. В частности:

  1. Возрастает роль интернета и социальных сетей.
  2. Социализация становится более мозаичной из-за обилия информации и размывания традиционных институтов (семьи, религии).
  3. Люди вынуждены постоянно переучиваться и осваивать новые профессиональные навыки.

Чтобы оставаться востребованным в таком обществе, нужно быть открытым к переменам и готовым меняться на протяжении всей жизни.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.