Что такое харакири в Японии: исторические корни и эстетика проведения

Харакири (せっぷく) - древний самурайский обычай ритуального самоубийства в Японии путем вскрытия живота. Он широко практиковался среди самураев в Средневековье и вплоть до XIX века.

История возникновения

Харакири зародилось в период Хэйан (794-1185). Считается, что первый известный случай произошел в 1180 году после битвы при Удзи. Самурай Минамото no Еримаса совершил сэппуку, дабы избежать плена и пыток от своих врагов. Впоследствии многие самураи, терпящие поражение на поле боя, поступали так же - лишали себя жизни, чтобы умереть "своей" смертью, а не от рук врага.

Причины совершения харакири

Основными причинами для совершения харакири были:

  • Для искупления какого-либо "постыдного" поступка;
  • Чтобы избежать плена или пыток от врагов;
  • В знак преданности своему господину (если тот погибал);
  • По приговору за серьезные проступки.

Однако харакири нельзя было совершить без разрешения старшего по званию - дайме или сегуна. Иначе это считалось бесчестием.

Как происходило харакири

Что такое харакири представляло собой четкий ритуал со множеством правил и деталей. Рассмотрим основные его этапы:

  1. Назначалось точное время проведения обряда, чтобы самурай успел морально подготовиться.
  2. Перед самураем на ткани расстилали его меч-танто.
  3. Он садился в позу сэйдза и обнажал живот, открывая полы кимоно.
  4. Хватал танто за лезвие и вонзал себе в живот.
  5. Делал один или несколько разрезов по животу строго определенным способом.
  6. Стараясь сохранять невозмутимость, терпел муки как можно дольше.
  7. Кайсяку (помощник) наносил ему удар мечом, частично отрубая голову, дабы прекратить страдания.

После этого голову поднимали за волосы, демонстрируя присутствующим, и накрывали тканью. Тело хоронили со всеми почестями.

"Японское самоубийство" в виде харакири совершали и женщины из самурайских семей. В отличие от мужчин, они вонзали кинжал себе в сердце или перерезали горло.

Запрет харакири в Японии

В 1868 году в Японии произошла реставрация Мэйдзи и начались радикальные реформы по модернизации страны на европейский лад. В результате практика официальных казней через харакири была отменена.

Однако традиция эта оказалась настолько глубоко укоренившейся в менталитете японцев, что случаи добровольного сэппуку встречались в Японии и в XX веке. Самые известные примеры - это писатель Юкио Мисима (1970) и дзюдоист Исао Инокума (2001).

Харакири в Японии сегодня

Несмотря на официальный запрет, традиция харакири до сих пор жива в японском обществе и пользуется скрытым одобрением. Это связано с менталитетом японцев, для которых честь и репутация имеют огромное значение. А харакири рассматривается как возможность искупить вину и избежать позора.

По официальной статистике, Япония занимает одно из первых мест в мире по количеству самоубийств. И хотя прямой связи между этим и традицией харакири нет, можно предположить, что эта традиция оказывает определенное влияние на выбор такого способа ухода из жизни.

Причины популярности харакири

Почему же практика получила столь широкое распространение в средневековой Японии и укоренилась в менталитете нации? Рассмотрим основные причины.

Религиозно-философские взгляды

Согласно буддизму, который исповедовали самураи, смерть - это лишь переход души в новое тело. А позволяло освободить душу отдельным и "правильным" способом. Кроме того, в философии дзен центром человеческой души считался именно живот.

Самурайский кодекс чести

Важнейшим самурайским принципом была верность своему господину. И такое преданность часто выражалась в готовности умереть вместе с ним или ради него. Также кодекс Бусидо требовал от самураев сохранения чести и достоинства, вплоть до самопожертвования.

Картина 'Харакири самурая'

Воинские традиции

Такое ритуальное самоубийство, как харакири, изначально было присуще именно воинскому сословию. Ведь основным их оружием был меч, который всегда находился при них. А использование меча для самоубийства было наиболее доступным и "под рукой" способом уйти из жизни.

Харакири в массовой культуре

Несмотря на жестокость, образ харакири часто использовался и продолжает использоваться в произведениях массовой культуры:

  • Картины и гравюры японских художников;
  • Романы, повести, рассказы писателей;
  • Фильмы, мультфильмы и аниме;
  • Компьютерные игры.

Это свидетельствует о неослабевающем интересе мировой общественности к традициям древней Японии, одной из которых как раз и является харакири.

Современные аналоги харакири

Хотя прямого эквивалента харакири в современном мире не существует, можно провести некоторые параллели:

"Смерть до плена"

Это негласный девиз некоторых спецподразделений армий разных стран мира. Его суть в том, чтобы в случае захвата в плен лишить себя жизни, не дожидаясь пыток.

Самосожжение

В отдельных случаях люди прибегают к самосожжению в знак протеста или для привлечения внимания к какой-либо проблеме. Это тоже форма жертвы ради своих идеалов.

Картина 'Прощание перед харакири'

Эстетика харакири

Несмотря на внешнюю жестокость, в традиции харакири присутствовала и своя эстетика. Обряд был строго регламентирован, а поведение самурая во время совершения харакири должно было соответствовать определенным канонам.

Ритуальные детали

Тщательно продумывались все аспекты процедуры - от выбора одежды и оружия до поз и жестов. Особое внимание уделялось финальному моменту - частичному обезглавливанию. Голова должна была остаться висеть на полоске кожи, чтобы не коснуться земли.

Поведение самурая

Во время агонии самурай обязан был сохранять хладнокровие и стоицизм, не издавая ни звука. Это считалось проявлением мужества и презрения к смерти. Потеря контроля над собой расценивалась как позор и унижение.

Завершающий аккорд

Последний вздох самурая становился своего рода финальным аккордом представления. Затем тело торжественно заворачивали в белую ткань, а голову поднимали за волосы - для демонстрации присутствующим.

Харакири в литературе и театре

Тема харакири часто поднимается в произведениях классической японской литературы и театра, таких как:

  • Пьесы для театров Кабуки и Но;
  • Стихи хайку в жанре дзюнси;
  • Роман "Сказание о доме Тайра";
  • Рассказ Акутагавы Рюноскэ "В чаще".

Образ самурая, совершающего харакири, становится воплощением преданности, стойкости и благородства. Эти качества воспеваются авторами.

Харакири как социальный феномен

Помимо эстетической составляющей, стоит рассмотреть харакири и как социальное явление. Фактически речь идет об особой форме эвтаназии, которая одобрялась в самурайском обществе при определенных обстоятельствах.

Традиция харакири отражала мировоззрение и ценности самураев. И в этом смысле ее изучение дает ключи к пониманию всей культуры средневековой Японии.

Харакири в изобразительном искусстве

Тема харакири также нашла отражение в изобразительном искусстве Японии. Рассмотрим три классические картины, посвященные этому сюжету:

Харакири самурая

На этой картине изображен самурай в финальный момент обряда харакири. Он сидит в традиционной позе сэйдза на циновке. Его тело слегка наклонено вперед, рука все еще сжимает рукоять короткого меча-танто, которым был нанесен удар в живот. Лицо самурая спокойно и бесстрастно, он готовится принять смерть.

Прощание перед харакири

Здесь мы видим самурая, прощающегося со своей женой и детьми перед предстоящим харакири. Фигуры персонажей, их позы и жесты передают глубокий драматизм ситуации. Лица присутствующих выражают скорбь, самурай и его жена сдержанны в эмоциях, тверды в своем решении.

Помощник при харакири

На последней картине мы видим кайсяку - помощника при обряде харакири. Он изображен с мечом в руках в момент, когда собирается нанести решающий удар по шее самурая, чтобы завершить его страдания. Взгляд и поза кайсяку выражают сосредоточенность и готовность выполнить свой долг.

Таким образом, в изобразительном искусстве тема харакири предстает в разных ипостасях, передавая весь трагизм и философскую глубину этого обычая.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.