Железнодорожный транспорт - артерия экономики любой страны. Без исправных вагонов и локомотивов невозможно обеспечить пассажирские и грузовые перевозки. Вагоностроительные заводы России на протяжении полутора веков снабжают железные дороги подвижным составом.
Истоки вагоностроения в России
Первые вагонные мастерские в России появились в середине XIX века. Они обслуживали немногочисленные на тот момент железные дороги и рудничные пути. В 1846 году на Александровском заводе в Петербурге началось производство вагонов для линии Санкт-Петербург - Москва. К 1865 году вагоны для новых железных дорог выпускали уже несколько российских предприятий:
- машиностроительный завод Вилиамса и Бухтеева в Москве
- завод Бремме и Левестама в Москве
- завод братьев Струве в Коломне
Однако полностью локализовать производство не удавалось из-за сложностей с изготовлением вагонных осей и колесных пар. Поначалу их приходилось импортировать из Европы. Лишь к 1875 году российские заводы смогли полностью отказаться от поставок комплектующих из-за рубежа.
В 1875 году на железных дорогах Российской империи насчитывалось около 52 тысяч товарных вагонов и платформ, причем около половины из них было заграничного происхождения.
В 1870-х годах произошло важное событие - появление единого стандарта для грузовых вагонов. На основе прототипа Ковровских мастерских был разработан "вагон нормального типа" грузоподъемностью 12,5 тонны. Этот тип вагона доминировал на российских дорогах вплоть до 1930-х годов.
К 1910 году вагоны в Российской империи производили уже 19 заводов. Среди них можно выделить следующих лидеров отрасли того времени:
- Путиловский завод в Петербурге
- Коломенский завод в городе Коломна
- Сормовский завод в Нижнем Новгороде
- Брянский машиностроительный завод
- Верхне-Волжский завод в Твери
Накануне революции 1917 года Россия обладала развитой вагоностроительной промышленностью, удовлетворявшей потребности железных дорог империи.
Расцвет в советские годы
Вагоностроительные заводы пережили бурный расцвет в годы советских пятилеток. Уже в 1930-е годы появляются новые гиганты отрасли - такие, как знаменитый Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле (1936).
Предприятия активно осваивают выпуск цельнометаллических вагонов. Благодаря широкому применению технологии сварки удается значительно облегчить и удешевить конструкции.
Растет и грузоподъемность:
1875 г. | 12,5 тонн |
1911 г. | 16,5 тонн |
В 1940 году советские вагоностроительные заводы выпустили 30,8 тысячи грузовых вагонов. Это более чем в два раза превосходило дореволюционный уровень 1913 года.
После Великой Отечественной войны отрасль быстро восстанавливается, а в 1970-80-е годы переживает период масштабной модернизации.
Спад и возрождение отрасли
Кризис 1990-х годов нанес сильный удар по вагоностроительным заводам России. Многие предприятия свернули производство, другие едва сводили концы с концами на фоне резко сократившихся госзаказов.
Поворотным моментом стало принятие в 2008-2010 годах госпрограмм, призванных ликвидировать дефицит грузовых вагонов. Благодаря мерам поддержки российские производители смогли нарастить выпуск инновационных моделей в несколько раз.
Производственные мощности по выпуску грузовых вагонов выросли с 23 тыс. единиц в 2009 году до 75 тыс. единиц в 2017 году.
В 2017 году была утверждена Стратегия развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года. Она призвана укрепить позиции отечественных производителей на внутреннем и внешних рынках.
Сегодня российское вагоностроение вновь переживает подъем. На передовых позициях в отрасли находятся такие гиганты, как Объединенная Вагонная Компания, Уралвагонзавод, завод "Уральские локомотивы" и другие.
Крупнейшие предприятия вагоностроения сегодня
Среди современных лидеров российского вагоностроения в первую очередь стоит упомянуть Объединенную Вагонную Компанию (ОВК). Эта компания занимает первое место в рейтинге вагоностроителей по объемам производства.
ОВК представляет собой крупнейший вагоностроительный холдинг, объединяющий все стадии производственного цикла - от проектирования до выпуска готовой продукции. Компания специализируется на выпуске инновационных грузовых вагонов нового поколения.
Исторические предприятия
В списке вагоностроительных заводов России есть немало почтенных veterans отрасли с более чем вековой историей. К их числу относится Усть-Катавский вагоностроительный завод, основанный в 1863 году. Это старейшее действующее вагоностроительное предприятие на всем постсоветском пространстве.
Еще один завод-ветеран - Тверской вагоностроительный завод, функционирующий с 1899 года. Сегодня это современный высокотехнологичный комплекс - единственный в России производитель пассажирских вагонов.
Легенды танкостроения
В рейтинге российских вагоностроительных заводов особое место занимает Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле. Он широко известен как один из мировых лидеров в производстве бронетанковой техники.
Однако наряду с танками УВЗ производит и грузовые железнодорожные вагоны. Это направление традиционно было одним из профилирующих для предприятия.
Новые имена
В последние годы в число лидеров российского вагоностроения выдвинулся завод "Уральские локомотивы". Открытый в Верхней Пышме, он специализируется на выпуске грузовых и пассажирских электровозов нового поколения.
Одним из самых молодых вагоностроительных предприятий России является Первая Локомотивная Компания (Мытищи). Она стала заметным игроком на рынке грузовых магистральных электровозов.