К ведению Государственной Думы относятся... Законы, статьи, комментарии

Государственная Дума играет ключевую роль в политической системе России как единственный непосредственно избираемый населением федеральный орган власти. От того, насколько эффективно Дума реализует свои полномочия, зависит качество принимаемых законов и контроль над деятельностью исполнительной власти.

История формирования полномочий Госдумы

Первая Государственная дума в России была учреждена манифестом императора Николая II 27 апреля 1906 года. Ее полномочия ограничивались лишь правом обсуждения и утверждения законопроектов, внесенных монархом и правительством.

За время работы четырех Дум Российской империи были приняты законы об образовании, об охране труда на производстве.

Современная Госдума была учреждена Конституцией РФ 1993 года. Первоначально ее полномочия также носили довольно ограниченный характер. Однако в ходе поправок 2008 и 2020 годов роль Думы как органа законодательной власти была существенно расширена.

Полномочия Госдумы согласно Конституции РФ

В настоящее время в соответствии со статьей 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся следующие ключевые полномочия:

  • Рассмотрение и принятие федеральных законов
  • Дача согласия на назначение Председателя Правительства
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ
  • Контроль за деятельностью Правительства путем заслушивания его ежегодных отчетов
  • Назначение на должность глав Банка России, Счетной палаты, уполномоченного по правам человека
  • Объявление амнистии
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ (импичмент)

Кроме того, Госдума уполномочена принимать постановления по всем вопросам своего ведения. Такие постановления считаются принятыми, если за них проголосовало большинство депутатов.

Реальные полномочия Думы на практике

Формально закрепленные в Конституции полномочия выглядят весьма внушительно. Однако на практике роль Думы зачастую сводится к формальному одобрению решений и законопроектов, инициированных Президентом и Правительством.

Причины этого кроются как в особенностях политической системы России, так и в специфике формирования самой Госдумы. В России сложилась модель жесткого президентского правления, где глава государства играет доминирующую роль. Бóльшая часть депутатов Госдумы (свыше 70% мест) представляет интересы правящей партии «Единая Россия», отстаивающей позиции Президента и Правительства. Поэтому критика власти со стороны парламента крайне затруднена.

Тем не менее, у Думы есть определенные рычаги влияния на исполнительную ветвь власти. Это, прежде всего, право отказать в доверии Правительству или заблокировать назначение Председателя кабинета министров. Кроме того, депутаты активно используют такой инструмент как парламентский запрос для получения информации от органов власти и контроля над их деятельностью.

к ведению государственной думы относятся

Взаимодействие Госдумы с другими ветвями власти

Эффективное функционирование политической системы невозможно без налаженного взаимодействия между различными ветвями власти. В отношениях Госдумы с Президентом и Правительством наблюдается ряд особенностей.

Госдума и Президент

Согласно Конституции, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Госдума призвана законодательно закреплять эти направления. На практике же большинство законопроектов вносится в Думу по инициативе главы государства.

Госдума и Правительство

Формально Дума осуществляет контроль над Правительством, однако фактически этот контроль весьма условен. Правительство опирается на поддержку пропрезидентского большинства депутатов от «Единой России».

Участие в формировании высших органов судебной власти

К ведению Госдумы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ и судей Конституционного и Верховного Судов РФ.

Перспективы расширения полномочий

Несмотря на уже проведенное расширение полномочий Госдумы, ряд экспертов считают, что ее роль должна возрасти еще больше для обеспечения реального разделения властей.

К ведению Госдумы могут быть отнесены дополнительные полномочия по контролю за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также по участию в формировании Совета Федерации.

Ограничения в реализации контрольных полномочий Госдумы

Несмотря на конституционно закрепленные контрольные полномочия, на практике возможности Госдумы по осуществлению контроля над исполнительной властью ограничены.

Недостаточная реализация отдельных полномочий

Например, право заслушивать ежегодные отчеты Правительства используется крайне редко. Проверка исполнения федерального бюджета осуществляется формально, без глубокого анализа и оценки эффективности бюджетных расходов.

Пути повышения эффективности контроля

Для усиления реального контроля со стороны Думы необходимо:

  • Расширение полномочий парламентских комитетов
  • Введение постоянно действующих парламентских комиссий по контролю
  • Увеличение оппозиционного представительства в Думе

Перспективы дальнейшего реформирования Госдумы

Для повышения эффективности российского парламента необходимы дальнейшие реформы, касающиеся порядка формирования и организации работы Госдумы.

к ведению государственной думы относятся
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.