Методика играет ключевую роль во многих сферах нашей жизни. Но что же на самом деле представляет собой это понятие? Давайте разберемся.
Определение методики
В широком смысле под методикой понимается совокупность методов, приемов и правил выполнения какой-либо деятельности. Например, методика научного исследования, методика обучения, методика работы с документами и т.д.
В более узком смысле методика - это конкретные рекомендации, "рецепт" по осуществлению определенных действий и операций. То есть методика отличается от общего метода бóльшей детализацией и ориентацией на решение частных практических задач.
Методика тесно связана с такими понятиями как метод, технология, алгоритм. Но в то же время имеет свои отличительные особенности:
- В отличие от метода, методика более конкретна и детализирована
- В отличие от технологии, методика менее формализована
- В отличие от алгоритма, методика не столь жестко регламентирована
Таким образом, методика - это система рекомендаций и правил осуществления деятельности с учетом конкретных условий и особенностей.
Функции методики
К основным функциям методики можно отнести:
- Решение конкретных практических задач. Например, методики диагностики заболеваний, методики контроля качества продукции и т.п.
- Формирование умений и навыков у обучающихся. К таким методикам относятся различные методики обучения - вождению автомобиля, игре на музыкальных инструментах, изучению языков и т.д.
- Руководство, инструкция к действию. Методики проведения спасательных операций, методики ликвидации чрезвычайных ситуаций, инструкции по эксплуатации технических устройств и многое другое.
- Контроль и оценка. Существуют различные педагогические и психодиагностические методики, позволяющие оценить знания, умения, личностные характеристики и способности человека.
- Повышение эффективности деятельности за счет стандартизации операций и процедур.
Таким образом, ключевыми функциями методики являются: решение задач, формирование навыков, инструктирование, контроль и повышение эффективности деятельности.
Структура методики
Методика как документ, как правило, имеет следующую структуру:
- Титульный лист
- Аннотация
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список литературы
- Приложения (при необходимости)
При разработке методики следует придерживаться определенных требований к ее структуре и содержанию:
- Логичность, последовательность изложения материала
- Конкретность, четкость формулировок
- Обоснованность всех положений и рекомендаций
- Системность, взаимосвязь всех элементов
Рассмотрим структуру конкретной методики на примере "Методики преподавания математики в средней школе":
Во введении обосновывается актуальность данной методики, определяются цели и задачи.
В основной части последовательно раскрываются вопросы: выбор форм и методов обучения математике, планирование учебного процесса, организация и проведение уроков математики, методика изложения отдельных разделов и тем школьного курса математики, методы активизации познавательной деятельности учащихся, контроль знаний и умений.
В заключении подводятся итоги, формулируются основные выводы.
Приложения содержат дополнительные материалы: примеры конспектов уроков, контрольно-измерительные материалы, наглядные пособия и др.
Классификация методик
Существуют различные основания для классификации методик:
- По сфере применения (научные, учебные, производственные, медицинские и т.д.)
- По функциональному назначению (обучающие, диагностические, исследовательские и т.д.)
- По степени новизны и оригинальности (традиционные и инновационные)
Остановимся подробнее на классификации методик по сфере применения.
Образовательные методики
В педагогике используется целый спектр различных методик, в том числе:
- Методики обучения отдельным предметам и дисциплинам
- Методики нравственного, патриотического, эстетического воспитания
- Методики инклюзивного образования для детей с особыми потребностями
- Методики организации исследовательской и проектной работы учащихся
Научные методики
В науке используются такие виды методик как:
- Методики проведения экспериментальных исследований
- Методики обработки и интерпретации результатов
- Методики теоретического анализа и моделирования
Производственные методики
Методики находят широкое применение в различных областях производства, в частности:
- В изготовлении промышленных изделий
- В проведении технического обслуживания и ремонтных работ
- В обеспечении контроля качества продукции
Разработка методики
Что же представляет собой процесс создания методики?
Прежде всего, разработка начинается с определения цели и задач методики, выявления потребности в ней.
Далее проводится изучение уже существующих наработок в данной предметной области.
После чего осуществляется непосредственная разработка содержания методики, отбор оптимальных методов и средств.
Требования к методикам
Разрабатываемые методики должны отвечать определенным требованиям, в том числе:
- Обоснованность - все положения и рекомендации методики должны быть научно аргументированы
- Системность - методика должна представлять собой логически взаимосвязанную систему понятий, правил, процедур
- Эффективность - применение методики должно приводить к достижению поставленных целей
Принципы построения методик
При разработке следует придерживаться таких принципов:
- Принцип научности - методика должна основываться на достоверных научных данных
- Принцип систематичности и последовательности - логическая упорядоченность этапов и процедур
- Принцип доступности - изложение материала, понятное целевой аудитории
Критерии оценки методик
Для оценки качества разработанных методик используют такие критерии:
- Валидность - соответствие целям и задачам
- Надежность - устойчивость результатов при повторных применениях
- Технологичность - отсутствие сложностей при реализации на практике
Рекомендации по улучшению методик
Для повышения эффективности методик рекомендуется:
- Адаптировать содержание под конкретные условия применения
- Дополнять практическими примерами и иллюстративным материалом
- Периодически актуализировать в соответствии с новыми данными