Исполнители алгоритмов (информатика): что это

Исполнители алгоритмов - ключевая концепция в информатике. Без понимания этого термина невозможно эффективно использовать компьютеры и программы. Давайте разберемся в тонкостях работы исполнителей, чтобы лучше контролировать вычислительные процессы.

Определение исполнителя алгоритма

Исполнитель алгоритма - это объект, который выполняет последовательность команд, заданных в алгоритме. Главное отличие от обычного объекта в том, что исполнитель алгоритма действует по заранее определенным правилам, строго выполняя каждую поданную ему команду.

Различают формальных и неформальных исполнителей алгоритмов. Формальный исполнитель всегда выполняет одну и ту же команду одинаково, тогда как неформальный исполнитель может по-разному интерпретировать одну и ту же команду.

Примеры исполнителей алгоритмов:

  • Человек (неформальный исполнитель)
  • Робот (формальный исполнитель)
  • Компьютер (формальный исполнитель)

Далее мы будем рассматривать именно формальных исполнителей алгоритмов.

Характеристики исполнителя алгоритма

Любого формального исполнителя алгоритма можно охарактеризовать по нескольким параметрам:

  • Круг решаемых задач
  • Среда исполнителя
  • Система команд исполнителя
  • Система отказов
  • Режимы работы

Круг решаемых задач - это область применения данного исполнителя, те задачи, для решения которых он предназначен.

Среда исполнителя - это совокупность объектов, взаимодействуя с которыми, исполнитель выполняет алгоритм.

Система команд исполнителя представляет собой полный набор команд, которые этот исполнитель способен выполнить.

Система отказов описывает ситуации, в которых исполнитель не сможет выполнить ту или иную команду.

Режимы работы определяют, каким образом осуществляется управление исполнителем - вручную пошагово или автоматически по заранее составленной программе.

Пример исполнителя "Робот"

Рассмотрим в качестве примера исполнителя алгоритмов Робота, который перемещается по плоскости.

Средой Робота является прямоугольное игровое поле, разбитое на клетки. Робот может перемещаться между соседними клетками.

Система команд Робота включает в себя:

  • Вверх - перемещение на одну клетку вверх
  • Вниз - перемещение на одну клетку вниз
  • Влево - перемещение на одну клетку влево
  • Вправо - перемещение на одну клетку вправо

Также Робот может проверять, свободно ли поле перед ним в каждом из четырех направлений.

На основе этих команд и проверок для Робота можно составлять различные алгоритмы. Например, алгоритм для перемещения Робота к ближайшей стене:

  1. ПОКА справа свободно Вправо
  2. ПОКА сверху свободно Вверх
  3. ПОКА слева свободно Влево
  4. ПОКА снизу свободно Вниз

Такой алгоритм позволит Роботу подойти вплотную к одной из границ игрового поля независимо от того, где изначально находился Робот.

Пример исполнителя "Чертежник"

Другим популярным примером исполнителя алгоритмов является Чертежник. Он перемещается по координатной плоскости, оставляя видимый след.

Средой Чертежника является координатная плоскость с осями X и Y. Изначально Чертежник находится в точке с координатами (0, 0).

Система команд Чертежника включает:

  • Сместиться на (x, y), где x, y - целочисленные координаты
  • Повторить n раз, где n - целое число

Первая команда перемещает Чертежника в указанную точку плоскости, вторая - повторяет группу команд заданное число раз.

На языке команд Чертежника может быть записан, например, такой алгоритм:

  1. Сместиться на (2, 3)
  2. Повторить 4 раз
      Сместиться на (-1, -2)
  3. Сместиться на (0, 0)

После выполнения этих команд Чертежник вернется в начальную точку, пройдя по траектории, которая напоминает квадрат.

Таким образом, используя простой набор команд перемещений и повторений, можно заставить Чертежника нарисовать сложные геометрические фигуры.

Пример исполнителя "Вычислитель"

Еще одним типичным примером исполнителя алгоритмов является Вычислитель - устройство, предназначенное для выполнения математических операций над числами.

Средой Вычислителя является экран, на котором отображается текущее число - объект вычислений.

Система команд Вычислителя состоит из набора математических операций, применимых к числу на экране, например:

  • Прибавить N - прибавить число N
  • Вычесть N - вычесть число N
  • Умножить на N - умножить на число N

Используя эти простые команды, можно составлять алгоритмы вычислений, например для получения из числа 1 числа 50:

  1. Прибавить 3
  2. Умножить на 2
  3. Прибавить 42

Понятие других исполнителей алгоритмов

Помимо рассмотренных примеров, существует множество других видов исполнителей алгоритмов как среди технических устройств, так и среди "живых" объектов.

Механические устройства

В роли исполнителей могут выступать различные механизмы и станки, выполняющие заложенную в них программу действий. Например:

  • Промышленные роботы на производстве
  • 3D-принтеры
  • Манипуляторы и приводы в робототехнике

Живые организмы

Исполнителями алгоритмов могут быть также биологические системы - животные, микроорганизмы, растения:

  • Дрессированные животные в цирке
  • Пчелы, собирающие нектар и опыляющие растения
  • Растения, реагирующие на свет или другие внешние стимулы

Хотя их поведение не так строго детерминировано, как у технических устройств, они тоже могут следовать некому алгоритму действий, понятному им.

Группы людей

Наконец, исполнителями алгоритмов могут быть коллективы людей - организации, команды, общества:

  • Спортивные команды
  • Танцевальные коллективы
  • Воинские подразделения

Они также могут довольно четко следовать заложенным алгоритмам совместных действий для достижения общей цели.

Как правильно составлять алгоритмы для исполнителей

Чтобы алгоритм работал корректно, его нужно составлять с учетом особенностей конкретного исполнителя:

  • Учитывать круг решаемых задач исполнителя
  • Ориентироваться на систему команд исполнителя
  • Анализировать систему отказов
  • Выбирать подходящий режим работы

Это позволит избежать ошибок и написать эффективный алгоритм, который исполнитель сможет выполнить корректно.

Проверка алгоритма на систему отказов

Один из важнейших этапов - проверить, не возникнет ли у исполнителя ошибка "не могу" при выполнении алгоритма. Это означает, что какая-то команда вызовет отказ, если ее пытаться выполнить в недопустимых условиях.

Например, для Робота нельзя дать команду "Вправо", если там находится стена. А для Вычислителя некорректно применить операцию "Разделить на 2" к нечетному числу.

Выбор режима работы исполнителя

Также важно определить, в каком режиме будет работать исполнитель - пошагово под управлением человека или автоматически по заранее составленной программе.

Это повлияет на то, как будет организовано взаимодействие исполнителя с внешней средой.

Робот смотрит на код на доске

Исполнители алгоритмов на практике

Понимание принципов работы исполнителей алгоритмов важно не только в теории, но и на практике при взаимодействии с различными системами.

Использование в повседневной жизни

Многие бытовые приборы и устройства фактически являются исполнителями: пылесос, стиральная машина, микроволновка. Зная их "систему команд" и особенности, мы можем эффективнее ими управлять.

Применение в бизнесе

В бизнесе и производстве исполнителями выступают конвейеры, станки ЧПУ, промышленные роботы. Понимание их функционирования позволяет оптимизировать бизнес-процессы.

Перспективы развития исполнителей

По мере развития технологий появляются новые, более совершенные исполнители алгоритмов - например, беспилотные автомобили или хирургические роботы. Изучение принципов их работы открывает новые перспективы в науке и технике.

Особенности программирования разных исполнителей

Хотя общие принципы составления алгоритмов универсальны, при программировании конкретных исполнителей есть своя специфика.

Программирование Робота

Основная сложность при составлении программ для Робота - это необходимость следить за его окружением и реагировать на препятствия. Поэтому часто используются циклы и условные конструкции с проверками свободного пространства.

Футуристический город с небоскребами, улицами, машинами и роботами

Программирование Чертежника

Главное в программах для Чертежника - задавать перемещения с правильными координатами. Нужно четко представлять конечное положение Чертежника после выполнения каждой команды.

Программирование Вычислителя

При составлении вычислительных алгоритмов важно верно определить последовательность операций для получения нужного результата. Полезно заранее выстроить это в виде математических преобразований.

Тестирование и отладка программ для исполнителей

После написания программы для исполнителя нужно провести ее тестирование на конкретных примерах и при необходимости исправить ошибки (отладить).

Методы тестирования

Существует множество методов тестирования программ:

  • Ручное тестирование на типовых примерах
  • Метод белого ящика
  • Метод черного ящика
  • Автоматизированное тестирование

Поиск и исправление ошибок

Если тестирование выявило ошибки в программе (алгоритме) для исполнителя, нужно найти причины сбоев и внести исправления в код. Это называется отладкой программы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.