Почему при переключении передач дергается машина: причины и способы устранения

Машина дергается при переключении передач? Это опасная неполадка, которая может привести к поломке двигателя или трансмиссии. В этой статье мы дадим ответ на вопрос "Почему машина дергается при переключении передач?", рассмотрим возможные причины проблемы и способы ее устранения для разных типов трансмиссии.

Общие причины дерганья машины при переключении передач

Существует несколько общих причин, по которым автомобиль может дергаться во время переключения передач:

  • Недостаточный опыт водителя, неправильная техника переключения
  • Неисправная работа двигателя и пропуски зажигания

Рассмотрим их подробнее.

Нога водителя на педали сцепления

Неправильная техника вождения

Наиболее распространенная причина - это отсутствие достаточных навыков у водителя. Переключение передач требует слаженной работы нескольких педалей и рук. Например, при переходе на повышенную передачу важно:

  1. Плавно отпустить педаль газа
  2. Выжать сцепление и перевести рычаг коробки передач в нужное положение
  3. Плавно отпустить сцепление и одновременно добавить обороты газом

Если нарушается этот порядок действий или их синхронность, машина начинает "подрываться". Это приводит к повышенному износу деталей трансмиссии. Самое эффективное решение - тренировка навыков вождения.

Неисправности в работе двигателя

Другой распространенной причиной дерганья являются перебои в работе двигателя из-за нарушений в системе зажигания. Например, при выходе из строя свечи зажигания искра становится недостаточно мощной. Или при неправильной регулировке угла опережения зажигания топливная смесь сгорает неравномерно.

В таких случаях цилиндры работают с перебоями, не развивая полную мощность. Это и вызывает "клевки" машины при переключении передач. Для решения проблем со зажиганием нужно:

  • Проверить и при необходимости заменить свечи зажигания
  • Отрегулировать или отремонтировать систему зажигания (трамблер, датчики, электронный блок управления)
Тип двигателя Оптимальные обороты переключения передач
Бензиновый 2000-3000 об/мин
Дизельный 1500-2500 об/мин

Для плавной работы КПП полезно знать оптимальные показатели оборотов двигателя, при которых следует переходить на следующую передачу. Они зависят от типа силового агрегата, как показано в таблице.

Механик чинит машину под капотом

Причины дерганья на механической КПП

Помимо общих причин, на механической коробке передач возникают специфические неполадки, из-за которых почему машина дергается при переключении передач механика:

  1. Проблемы в работе сцепления
  2. Использование топлива низкого качества

Неисправности сцепления

Сцепление выполняет очень важную функцию - передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Его неправильная работа напрямую влияет на плавность хода машины.

Типичные неисправности сцепления:

  • Замасливание накладок ведомого диска
  • Ослабление нажимных пружин
  • Износ или "пригорание" накладок сцепления

Все это приводит к проскальзыванию сцепления, особенно на повышенных оборотах. Как следствие - "дерганье" машины при переключении передач. Для решения проблем нужно отремонтировать или полностью заменить сцепление.

Низкое качество топлива

Еще одна распространенная причина дерганья механической КПП - использование топлива ненадлежащего качества. Например, если в бак залит бензин с низким октановым числом, он воспламеняется неполноценно.

В цилиндры попадает обедненная горючая смесь, из-за чего возникают перебои в работе двигателя. Это и приводит к "рывкам" на разгоне или при переключении передач. Для решения достаточно залить качественный бензин с рекомендованным производителем октановым числом.

Автоматическая КПП устроена сложнее механической и имеет больше потенциальных причин для возникновения дерганья. Рассмотрим основные из них.

Недостаточный уровень трансмиссионной жидкости

Почему при переключении передач дергается машина с автоматической КПП? В ряде случаев причиной является пониженный уровень масла в коробке передач.

Жидкость ATF выполняет в АКПП несколько важных функций: передает крутящий момент гидротранформатору, смазывает шестерни и подшипники, а также охлаждает элементы конструкции.

При недостатке масла эти функции нарушаются - возникает перегрев, усиливается трение между деталями, происходит их повышенный износ. В итоге КПП начинает работать с перебоями и "дергать" машину.

Неисправности гидравлической системы управления

В автоматических КПП за переключение передач отвечает сложная гидравлическая система с электронным управлением. Сбои в ее работе - еще одна типичная причина дерганья.

Например, к таким неисправностям относятся:

  • Заклинивание клапанов-соленоидов
  • Утечки трансмиссионной жидкости
  • Повреждения электропроводки или блока управления

Из-за подобных проблем коробка передач не может своевременно переключаться на нужную передачу. Поэтому возникает эффект "подергивания" машины.

Перегрев автоматической КПП

Еще одной распространенной причиной дергается автомат является его перегрев. Это может происходить по причине:

  • Неисправности радиатора трансмиссионной жидкости
  • Засорения масляного фильтра
  • Установки неподходящей жидкости ATF

Из-за перегрева вязкость масла резко ухудшается. Оно перестает полноценно передавать крутящий момент и смазывать трущиеся поверхности в КПП. В результате возникают рывки и дерганье автомобиля.

Правильно выбирать трансмиссионное масло

Выбор правильного масла имеет принципиальное значение для надежной работы как механической, так и автоматической КПП. Например, для автоматов важно учитывать:

  • Рекомендации автопроизводителя по спецификации ATF
  • Климатические условия эксплуатации
  • Пробег автомобиля

Использование неподходящего или сильно эксплуатированного масла может стать причиной перегрева, повышенного износа и дерганья КПП.

Соблюдать график замены масла

Своевременная замена масла - залог долговечности любой трансмиссии. Для механики рекомендуется менять масло каждые 40-60 тысяч километров. В автоматических КПП - чаще, в среднем через 60-100 тысяч километров.

Периодичность зависит от условий эксплуатации, качества топлива и особенностей модели автомобиля. Придерживаясь регламента замен ATF, можно минимизировать вероятность возникновения дерганья из-за износа или перегрева коробки передач.

Регулярно проверять давление в шинах

Казалось бы, при чем тут шины? Однако недостаточное давление воздуха в покрышках тоже способно усилить эффект дерганья машины при переключении передач.

Дело в том, что из-за спущенных шин возрастает сопротивление качению автомобиля. В таких условиях двигателю нужно прикладывать больше усилий, чтобы разогнать или замедлить машину. Это повышает нагрузку на трансмиссию в переходных режимах.

Регулярно проверяя давление (хотя бы раз в 2 недели) и поддерживая его на нормативном уровне, можно избежать перегрузки КПП и дерганья автомобиля.

Выполнять правильное переключение передач

И наконец, как уже упоминалось в начале статьи, очень важна техника переключения передач. Даже на технически исправном автомобиле при неаккуратном переходе между ступенями КПП будет "подрываться".

Оптимальная последовательность действий для механической КПП:

  1. Отпустить педаль газа
  2. Выжать сцепление, перевести рычаг в нужное положение
  3. Плавно отпустить сцепление и добавить обороты газом

Следуя этим рекомендациям и тренируя навыки, можно добиться идеально плавного переключения передач без дерганья и рывков.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.