Почему оглох Бетховен: анализ различных версий

Глухота Бетховена - одна из самых известных особенностей биографии великого композитора. Однако до сих пор точно не установлено, что же послужило причиной потери им слуха.

Начало проблем со слухом

По имеющимся данным, первые признаки нарушения слуха у Бетховена появились примерно в 26-летнем возрасте. Сначала он страдал от тиннитуса - звона или шума в ушах. Этот симптом со временем только усиливался. К 44 годам композитор, по общепринятой версии, полностью оглох.

Однако недавние исследования показали, что, возможно, Бетховен так и не потерял слух полностью. Анализ его записных книжек выявил несколько упоминаний о том, что левое ухо композитора сохраняло способность воспринимать звуки. Так, в 1823 году в разговоре с незнакомцем Бетховен отметил, что, воздерживаясь от использования слуховых аппаратов, он "довольно хорошо сохранил свое левое ухо".

Бетховен размышляет о глухоте

Версии о причинах глухоты Бетховена

Почему же оглох Бетховен? На протяжении двух веков историки и медики выдвигали различные версии.

  • Отравление свинцом. В анализах волос и костей композитора было найдено повышенное содержание свинца. Предполагается, что оно могло попасть в организм из посуды для вина.
  • Воспаление внутреннего уха, выявленное при вскрытии Бетховена.
  • Инфекционные заболевания - сифилис или тиф.
  • Аутоиммунные нарушения вроде системной красной волчанки.
  • Переохлаждение из-за привычки обливать голову холодной водой перед работой.
  • Генетические дефекты, повышающие риск потери слуха от воздействия шума.

Однако ни одну из этих версий нельзя считать доказанной. Скорее всего, на слух Бетховена повлияло сочетание нескольких факторов, как внешних, так и генетически обусловленных.

Последствия потери слуха

Постепенно теряя слух, Бетховен испытывал все большие трудности с публичными выступлениями и общением. Это приводило его в уныние и даже вызывало мысли о самоубийстве. Об одном из самых тяжелых периодов своей жизни Бетховен писал в письме к друзьям, известном теперь как "Гейлигенштадтское завещание".

Какое унижение, когда кто-то рядом со мной слышит флейту в отдалении, а я ничего не слышу, или когда другие слышат пение пастуха, а я опять ничего не слышу. Такие происшествия приводили меня почти к отчаянию, мало что удерживало меня от самоубийства – лишь искусство, которое я все еще мог иметь в самом чистом виде внутри себя.

Однако, несмотря на столь тяжелое испытание, Бетховен продолжал творить. Более того, значительная часть его самых известных произведений, включая Лунную сонату, симфонии No 5-9, была создана уже после наступления практически полной глухоты.

Как же ему это удавалось? Вероятно, благодаря феноменальному музыкальному слуху и памяти, а также огромному таланту. Композитор мог слышать музыку "внутри себя" и затем записывать ее.

Для общения Бетховен использовал "разговорные тетради" - собеседники писали туда свои реплики, на которые он отвечал либо письменно, либо вслух. Эти тетради сохранили для нас бесценные сведения о мировоззрении великого композитора.

Бетховен дирижирует 9 симфонию

Методы общения Бетховена в период глухоты

Как уже упоминалось, после потери слуха Бетховен использовал для общения специальные «разговорные тетради». С их помощью он мог вести довольно продолжительные дискуссии на различные темы.

Однако наряду с этим Бетховен применял и другие методы. Одним из них было чтение по губам собеседника. Этот навык позволял композитору понимать сказанное, если человек находился достаточно близко.

Кроме того, Бетховен активно использовал остатки слуха. Он прикладывал к уху деревянную палочку, один конец которой упирался в рояль, а в зубы брал металлический стержень. По вибрациям он мог различать отдельные звуки и даже аккорды.

Влияние глухоты на творчество Бетховена

Многие музыковеды считают, что именно потеря слуха во многом определила характер поздних произведений Бетховена. Неслучайно в них так много драматизма, борьбы, противостояния року.

Возможно, глухота заставила композитора еще острее ощутить конфликт между своим внутренним миром и внешней реальностью. Эти внутренние битвы Бетховен и воплощал в музыке, создавая неповторимые образы, полные экспрессии.

Попытки лечения

Хотя медицина того времени и не могла полностью вернуть Бетховену слух, предпринимались попытки облегчить его состояние.

В частности, по совету врачей композитор лечился на водах в небольшом городке Гейлигенштадт недалеко от Вены. Был период, когда Бетховен по рекомендации медиков воздерживался от использования слуховых аппаратов, надеясь таким образом сохранить остатки слуха.

Однако все эти методы лечения оказались малоэффективными. Тем не менее интересно, что некоторые современные исследователи считают - при помощи слуховых имплантатов Бетховен в наши дни смог бы вновь услышать почему оглох Бетховен и насладиться собственной музыкой.

Загадка девятой симфонии

Одной из самых больших загадок биографии Бетховена было то, как он смог сочинить грандиозную Девятую симфонию, уже потеряв слух. Ведь финал ее включает масштабные хоровые фрагменты!

Согласно легенде, на премьере этого произведения в 1824 году Бетховен стоял к залу спиной и не слышал аплодисментов восторженной публики. Однако недавние открытия опровергают этот широко известный факт.

Скорее всего, к тому моменту композитор еще обладал остатками слуха и мог воспринимать некоторые звуки. Кроме того, он хорошо чувствовал вибрации, стоя рядом с оркестром. Так что премьера Девятой, вероятно, не прошла для него совсем уж в беззвучном вакууме.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.