Поэзия Жуковского открыла новую эпоху в русской литературе. Его творчество положило начало романтизму и принесло революционные изменения в поэтический язык. Давайте разберемся, в чем именно заключается новаторство Жуковского и почему его по праву называют первопроходцем.
Переход от рационализма к романтизму
В поэзии XVIII века господствовали идеалы эпохи Просвещения с ее рациональным подходом к миру. Поэты стремились максимально точно описывать окружающую действительность, подбирая объективные эпитеты. Это хорошо видно на примере описания обеда в стихотворении Державина "Евгению. Жизнь Званская":
Уже готовый кушаньем обед
Дымится щами, жарким и пирог; Уж осетрина, семга иль судак Румяно с печкой вынуты лежат...
В отличие от своих предшественников, Жуковский использует субъективные, эмоционально окрашенные эпитеты. Его стихи передают не столько точный образ мира, сколько душевное состояние и переживания самого поэта. Так рождаются знаменитые "пейзажи души".
Например, в балладе "Светлана" описывается не просто река, а:
Река несется с быстротою стрелы И блещет как змея среди долины...
А в стихотворении "Вечер" запечатлен не просто вечер, а "тихий, таинственный вечер", полный "сладостной истомы".
Так в лирике Жуковского появляются совершенно новые, романтические образы и мотивы. По своему мировосприятию поэзия Жуковского резко контрастировала с господствующим рационализмом XVIII века. Это и стало началом русского романтизма.
Создание новых жанров в поэзии
Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка (кратко)? Еще одним важнейшим вкладом Жуковского стало создание принципиально новых жанров в русской поэзии. В 1805 году он впервые перевел на русский язык балладу немецкого поэта Бюргера «Ленора». Этот перевод под названием «Людмила» ознаменовал рождение русской баллады как отдельного жанра.
В отличие от од, торжественных описательных стихотворений, господствовавших в поэзии XVIII века, баллады Жуковского были пронизаны драматизмом, мистикой и фантастикой. Яркий тому пример - его знаменитая «Светлана». Героиня слышит голос умершей невесты, приходящей за своим женихом в загробный мир.
Так в творчестве Жуковского впервые появляются сюжеты, образы и мотивы, ранее незнакомые русской литературе. Это позволило выделить балладу в отдельный оригинальный жанр.
Единение с народом
В отличие от классицистов, Жуковский не противопоставляет себя простому народу. Он ощущает свою связь с устным народным творчеством. Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка (кратко)? Яркий пример - его стихотворение «Песня бедняка», написанное от лица простого крестьянина:
Я беден; что ж! трудом, терпеньем Сносить удел свой я умею...
Пейзажная лирика Жуковского
Еще одной важной стороной творчества Жуковского была пейзажная лирика. В его стихотворениях о природе всегда присутствует человек, чутко воспринимающий окружающий мир.
Жуковский умел передать самые тонкие оттенки человеческих переживаний через картины природы - ее покой и безмятежность или тревогу и волнение. Природа и душа человека неразрывно слиты.
Философские размышления о мире
В зрелом творчестве Жуковского все больше проступает философское осмысление окружающего мира и собственного предназначения. Он размышляет о взаимосвязи реального и потустороннего миров, о роли поэзии.
Жуковский вводит в русскую литературу понятие «гений чистой красоты» - олицетворение высокого предназначения поэзии. Этот образ в дальнейшем перейдет в творчество Пушкина.