Искусство Древнего Востока хранит немало тайн и загадок. Величественные дворцы, украшенные роскошной резьбой, монументальные статуи правителей, таинственные изображения богов и духов - все это по сей день привлекает внимание исследователей со всего мира.
Строгие каноны искусства Месопотамии
В искусстве Двуречья четко прослеживается тенденция к соблюдению устоявшихся традиций и канонов. Это было обусловлено особенностями культуры древних государств Месопотамии:
- Почитание божеств и обожествление царей
- Строгая иерархия в обществе
- Господство жрецов и жреческой традиции в искусстве
В результате художники были связаны определенными правилами изображения богов, царей и простых людей. Эти каноны передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.
Отражение социальной иерархии в искусстве
Одной из важнейших задач искусства Двуречья было закрепление сложившегося социального порядка, основанного на рабовладении. В скульптурах и рельефах четко выделяются фигуры правителей, жрецов и простых людей:
Обязанный подчеркнуть социальную дистанцию между царем и подчиненными, ваятель делает простых воинов значительно ниже ростом.
Таким образом, положение человека в обществе определяло то, как он будет изображен. Искусство закрепляло эту иерархию в сознании людей.
Высокое мастерство ваятелей Древнего Востока
Несмотря на суровые каноны, мастера Древнего Востока обладали выдающимся умением работать с камнем и передавать анатомию человека и животных. А также добивались впечатляющих успехов в скульптуре и архитектурном декоре.
Об этом, в частности, свидетельствуют такие шедевры, как:
- Статуи царя Гудеа из Лагаша (XXII век до н.э.)
- Рельефы дворца ассирийского царя Ашшурнацирпала II в Нимруде (IX век до н.э.)
- Украшенная скульптурами колонна высотой 20 метров из дворца в Сузах (V век до н.э.)
Эти и другие шедевры Древнего Востока вызывают восхищение мастерством их создателей и желание разгадать тайны древних ремесел.
Загадочные сюжеты и образы
Многие сюжеты и персонажи в искусстве Месопотамии до конца не ясны современным исследователям. К примеру, изваяния мифических существ - крылатых быков шеду или львиноголового божества, попирающего змею.
Эти образы отражали мировоззрение жителей Двуречья, их религиозные верования. Расшифровка символики помогла бы лучше понять культуру древних народов Месопотамии.
Раскопки древних городов
Многие тайны искусства Древнего Востока были раскрыты благодаря раскопкам древних городов и храмовых комплексов. Например, в XIX веке в песках Месопотамии археологи обнаружили развалины Ниневии, Хорсабада и Нимруда, столиц могущественной Ассирийской державы.
Здесь сохранились уникальные памятники искусства VIII-VII веков до н.э. - величественные статуи крылатых быков, монументальные рельефы с изображением охоты и войны. Эти находки позволили лучше представить уровень развития искусства поздней Ассирии.
Влияние на соседние цивилизации
Культура и искусство Двуречья оказали огромное влияние на сопредельные цивилизации Ближнего Востока. Особенно тесные связи прослеживаются между Шумером и Древним Египтом эпохи Додинастического периода (4 тыс. до н.э.).
Предполагается, что шумерские мастера могли принести в Египет такие достижения, как ирригация, гончарный круг, письменность. А также повлиять на формирование египетского пантеона богов и канонов изобразительного искусства.
Эволюция художественных стилей
На протяжении тысячелетий в искусстве Древнего Востока происходила эволюция стилей - от примитивных и схематичных форм к более реалистичному изображению фигур людей и животных.
Этот прогресс прослеживается, к примеру, в скульптурах Двуречья. Если сравнить стелу Коршунов (XXV век до н.э) и стелу царя Нарам-Сина (XXIII век до н.э.), то на второй композиция более динамичная и проработанная.
Культурное наследие Шумера
Огромный вклад в развитие древневосточного искусства внесла цивилизация Шумера - одна из первых в Месопотамии. Шумерские города Ур и Урук были крупными центрами по производству керамики, тканей, обработке металлов.
Но главным наследием шумерской культуры стала клинопись - древнейшее письмо в мире. Первые образцы относятся к 3500 - 3000 гг. до н.э. Расшифровка клинописи помогла изучить язык, литературу, законы древней Месопотамии.
Религиозные мотивы в искусстве
Большинство сохранившихся памятников искусства Древнего Востока так или иначе связаны с религиозными верованиями древних народов. Это статуи богов и царей, рельефы на стенах храмов, изображения мифических существ.
Религиозные мотивы господствовали во всех видах искусства - от монументальной скульптуры до ювелирных украшений. Например, золотая статуэтка крылатого барана из Ура в Месопотамии (XXVI век до н.э.).
Возвышение Вавилонии
В XVIII веке до н.э. к власти в Месопотамии пришли вавилонские цари из I Вавилонской династии. Особого расцвета культура и искусство Вавилона достигли при правлении Хаммурапи (XVIII век до н.э.).
Именно тогда были воздвигнуты грандиозные храмовые комплексы, украшенные росписью, мозаикой и скульптурами богов. К этому периоду относится знаменитая стела Хаммурапи с текстом его законов.
Древний Иран и Элам
Заметный след в искусстве оставили древние царства на территории Ирана - Элам, Парфия, Мидия. Особенно выделялся художественный металл Элама. Например, бронзовая статуя царя Унтерепты (XII век до н.э.).
Эламское искусство испытало сильное шумерское влияние. При этом мастера Элама выработали и свой неповторимый стиль, отличающийся выразительностью и драматизмом сюжетов.
Неповторимый облик Суз
Уникальный архитектурный облик имел один из ключевых городов Древнего Элама - Сузы. Это была столица могущественного Эламского царства, а впоследствии часть державы Ахеменидов.
При раскопках Суз были обнаружены остатки дворцовых комплексов, богато декорированных глазурованной плиткой, скульптурой, колоннами. Эти находки дают представление о высоком уровне градостроительства и искусства древних жителей Суз.
Персидский стиль в скульптуре
Во II тысячелетии до н.э. на смену царствам Двуречья пришли новые империи - Ассирия, Урарту, Мидия. А в VI веке до н.э. образовалась огромная Персидская держава Ахеменидов.
Для персидского искусства были характерны парадные изображения властителей, придворных, воинов в торжественных одеяниях. Также персы любили использовать крылатые фигуры людей и животных в оформлении дворцов.
Влияние греческого искусства
Особенности эллинистического искусства Древней Греции оказали воздействие на развитие изобразительного искусства в странах Ближнего Востока.
В частности, греческий стиль отразился на монетном деле Парфянского царства, в ювелирных изделиях иранских кочевников, в архитектуре храмов в городах Малой Азии эпохи эллинизма.
Печати как исторический источник
Ценным источником сведений о культуре и искусстве Древнего Востока являются найденные археологами печати-амулеты. Изготовленные из камня, они служили своего рода личными печатями владельцев.
На печатях вырезались изображения богов, царей, мифологических персонажей, сопровождаемые клинописными надписями. Декор и сюжеты печатей дают представление о верованиях и искусстве древних народов региона.
Декор сосудов из камня и металла
Значительную часть сохранившихся памятников декоративно-прикладного искусства Древнего Востока составляют изысканно украшенные сосуды из камня, металла, терракоты.
Особо выделяются декорированные геометрическим орнаментом тарелки, чаши и кубки из фаянса, алебастра и бронзы, найденные при раскопках Нимруда, Ниневии и других городов Месопотамии.
Особенности храмового зодчества
Важное место в архитектуре государств Древнего Востока занимало строительство храмовых и дворцовых комплексов. Они возводились в честь богов и царей, служили центрами религиозной и светской жизни.
Для культовых сооружений были характерны террасные постройки, использование цветных глазурованных изразцов для облицовки стен. Также применялись кирпичи нестандартных форм для создания орнаментальных узоров на фасадах.
Фрески и мозаики дворцов
Внутреннее убранство дворцов и храмов дополняли монументальные росписи на штукатурке и цветные мозаичные панно. Благодаря климату Месопотамии фрески хорошо сохранились в Ашшуре, Нимруде, Калахе.
Среди сюжетов - батальные сцены, охотничьи эпизоды, мифологические персонажи. Фигуры людей и животных выполнены в динамичных ракурсах. Фрески и мозаики дополняют наши знания о жизни правителей Древнего Востока.
Технологии обработки камня
Высечение рельефов, скульптур, архитектурных деталей из твердых пород камня - одно из главных направлений древневосточного искусства. Для этого применялись технологии, унаследованные от Шумера:
- Обтесывание поверхности
- Сверление и шлифовка
- Гравировка рисунка или надписи
Благодаря этим методам создавались такие шедевры, как статуи Гудеа, стела Хаммурапи, гигантские быки в Нимруде и другие.
Традиции ювелирного дела
Мастера Древнего Востока достигли высокого уровня в обработке металлов - золота, серебра, бронзы. Это видно на примере сохранившихся образцов ювелирных изделий из гробниц шумерских царей.
Ювелиры использовали техники чеканки, литья, инкрустации драгоценными камнями и эмалями. Популярными мотивами были символы плодородия, изображения богов и царей, мифические существа вроде грифонов.
Керамика с геометрическим орнаментом
Гончарное производство было хорошо развито в городах Древнего Востока. Особенно выделялась посуда с росписью геометрического и растительного характера. Так, в Шумере популярны были вазы в форме цилиндров или шаров с узором из треугольников.
Подобный декор встречается на керамике Элама, Вавилонии, Ассирии. Геометризованные мотивы передавали идею упорядоченности мироздания, что было важно для мифопоэтического сознания жителей региона.
Технологии производства тканей
Наряду с керамикой, древневосточные ремесленники достигли высокого мастерства в производстве тканей. Использовались технологии ручного ткачества, крашения, вышивки.
Популярным мотивами орнамента были растительные узоры, мифические существа, сакральные символы. Уникальные образцы тканей с золотой вышивкой были найдены в захоронениях знати в Уре, Уруке и других городах Двуречья.
Техника энкаустики в живописи
Своеобразную технику использовали художники Древнего Египта для создания портретов на деревянных досках. Она называлась энкаустикой и заключалась в нанесении многослойных красочных мазков, которые разогревались для лучшего сцепления.
Благодаря этому методу портреты отличались яркостью красок и удивительной реалистичностью. Техникой энкаустики в Египте писали как погребальные портреты, так и прижизненные изображения знатных особ.
Египетские погребальные маски
Характерной чертой похоронного культа Древнего Египта было мумифицирование тел умерших и украшение их золотыми масками. Традиция началась в эпоху Древнего царства для представителей элиты.
Маски выполнялись индивидуально с передачей черт конкретного человека. Отливались они из золота или позолоченного серебра, инкрустировались полудрагоценными камнями. Египетские маски донесли до нас облик людей той далекой эпохи.