Температура вспышки бензина: опасность и предотвращение

Знаете ли вы, что от температуры вспышки бензина зависит не только пожаробезопасность вашего автомобиля, но и ресурс двигателя, и расход топлива? А температура кипения и горения топлива влияет на мощность и динамику автомобиля? Давайте разберемся, что такое температура вспышки, от чего зависит, почему она опасна и как эксплуатация автомобиля связана с этим параметром. Вы узнаете состав бензина, факторы, влияющие на температуру, и способы безопасной эксплуатации вашего автомобиля.

Состав бензина и его фракции

Бензин представляет собой сложную смесь углеводородов, получаемых из нефти. В его состав входят:

  • Легкие фракции с температурой кипения около +33°С. Они отвечают за легкий запуск двигателя;
  • Средние фракции, кипящие в диапазоне +50..+110°С. Они обеспечивают основное горение;
  • Тяжелые фракции с температурой кипения около +180°С по ГОСТу. Они влияют на образование нагара.

Соотношение разных фракций влияет на физико-химические свойства бензина. К ним относятся:

  • Температура кипения;
  • Температура горения;
  • Температура вспышки;
  • Температура самовоспламенения.

Эти параметры можно регулировать добавлением специальных присадок на нефтеперерабатывающих заводах. Подбор присадок позволяет получать бензин с нужными свойствами для конкретных условий эксплуатации. Например, зимой в состав добавляют больше легких фракций, а для жаркого климата - больше тяжелых.

Девушка заправляет машину топливом

Температура горения бензина

Температура горения - это теплота, выделяемая при сжигании бензина. Она зависит от условий, в которых происходит процесс:

  • В двигателе внутреннего сгорания температура горения бензина составляет 900-1100°С;
  • На открытом воздухе она не превышает 800-900°С.

На величину температуры горения влияют:

  • Количество кислорода;
  • Давление и температура в камере сгорания;
  • Степень сжатия;
  • Тип двигателя и особенности его конструкции.

Чем выше температура горения, тем больше тепловая нагрузка на детали двигателя. Это влияет на их износ и срок службы. Поэтому конструкторы стараются оптимизировать температурный режим.

В то же время низкая температура горения снижает отдачу двигателя и эффективность использования топлива. Так что нужен разумный баланс для обеспечения мощности и ресурса.

Интересный факт: при горении бензина АИ-76, АИ-80 выделялось меньше вредных веществ, чем при сгорании, допустим, АИ-95. Это связано с количеством присадок в топливе.

Температура кипения бензина

Температура кипения - это порог, при котором жидкое топливо начинает переходить в газообразное состояние. У бензина нет однозначного значения из-за сложности его состава.

По справочникам диапазон температур кипения составляет 30-205°С. На практике нижняя граница соответствует началу кипения легких фракций, а верхняя - полному испарению тяжелых.

Рассмотрим подробнее:

Фракции бензина Начало кипения
Легкие (10%) +33°С
Средние (50%) +50°С
Тяжелые (40%) +110°С

Как видно, легкие фракции испаряются при более низких температурах, а тяжелые - при более высоких. Это связано с различной молекулярной массой и структурой молекул.

С помощью подбора фракций и добавления присадок производители регулируют температуру кипения в нужных пределах. Например, для холодного климата в составе больше легких фракций, а для жаркого - тяжелых.

Двигатель автомобиля изнутри

Температура вспышки бензина

Температура вспышки - это минимальная температура, при которой пары бензина образуют с воздухом взрывоопасную смесь. При поднесении источника огня или искры происходит вспышка.

Чем ниже температура вспышки, тем легче может произойти возгорание. Поэтому этот показатель жестко регламентируется и контролируется.

Для бензина АИ-92 температура вспышки составляет около -40°С. Это ниже любых возможных температур окружающей среды, в которых может эксплуатироваться автомобиль.

Связь температуры вспышки и октанового числа

Существует обратная зависимость между октановым числом бензина и его температурой вспышки. Чем выше октановое число, тем ниже вероятность возникновения детонации, но и ниже температура вспышки.

Дело в том, что повышение октанового числа достигается за счет добавления легких фракций, которые легко испаряются. А для воспламенения достаточно меньшего количества паров.

Поэтому при выборе марки бензина приходится искать компромисс между октановым числом и температурой вспышки для обеспечения работы и безопасности.

Опасность высокой температуры вспышки

Высокая температура вспышки опасна тем, что достаточно малейшей искры или открытого огня, чтобы произошло возгорание и пожар. А это чревато травмами и гибелью людей.

Кроме того, горящее топливо быстро приводит к оплавлению пластиковых деталей автомобиля и полной потере транспортного средства.

Поэтому конструкторы и производители тщательно подбирают состав бензина, чтобы температура вспышки была минимально возможной для обеспечения пожаровзрывобезопасности.

Самовоспламенение бензина

Если температура вспышки относится к внешним источникам огня, то самовоспламенение происходит без этого под воздействием высокой температуры самого бензина.

Для бензина АИ-92 температура самовоспламенения составляет около +255°С. Это очень высокая температура, невозможная в реальных условиях при нормальном хранении и использовании топлива.

Однако внутри работающего двигателя такие температуры вполне могут возникать в отдельных локальных зонах. Это и приводит к нежелательному явлению самовоспламенения - детонации.

Детонация разрушает двигатель из-за возникающих при этом высоких давлений. Поэтому топливо подбирают так, чтобы температура самовоспламенения была выше рабочих значений в камере сгорания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.