Априори является фундаментальным философским понятием, обозначающим особый тип знания, независимый от опыта. Но что такое априори на самом деле? Давайте разберемся.
История понятия априори
Впервые идея о существовании особого внутреннего знания появилась еще в античности. Платон говорил об "учении о припоминании", согласно которому наше знание унаследовано и внутренне присуще человеческому уму. Однако сам термин "априори" возник позже, в средневековой схоластике, для обозначения познания вещей из их причин.
Решающее значение это понятие приобрело в философии Нового времени, в споре эмпиризма и рационализма о природе и источниках человеческого знания. Особенно важна в этом контексте философия Иммануила Канта, который дал классическое определение априорного знания.
Априори по Канту
Кант определял априорное знание как знание, полученное "до" всякого опыта и "независимо" от него:
Называется априорным то познание, которое совершенно независимо от всякого опыта.
Кант считал, что априорные структуры человеческого сознания задают необходимые и всеобщие условия возможности всякого опытного знания. Без априорного синтеза невозможно единство и связность человеческого опыта.
Кант выделял два основных вида априорного знания:
- Априорные формы чувственности - пространство и время.
- Априорные категории рассудка - 12 основных понятий (количество, качество, отношение и др.), которые задают условия мышления любых объектов.
Именно благодаря этим врожденным структурам, по Канту, становится возможной наука и объективно значимое знание.
Аналитическое и синтетическое априори
Важнейшее различие, которое ввел Кант - это различие между аналитическим и синтетическим априорным знанием:4
- Аналитическое - знание, заключенное в самих понятиях (например, "все холостяки неженаты").
- Синтетическое - знание, соединяющее разнородные понятия и расширяющее наше знание (например, "7 + 5 = 12").
По Канту, именно синтетические априорные суждения составляют подлинную проблему теории познания, поскольку они не могут быть получены из опыта, но в то же время расширяют наше знание.
Современные дискуссии
В дальнейшем понятие априори подверглось критике (Дж.С. Милль, Г. Спенсер, У. Куайн и др.) Однако оно до сих пор остается предметом дискуссий в теории познания и философии науки. Обсуждаются такие вопросы:
- Существуют ли синтетические априорные истины?
- Что является источником априорного знания - особые структуры сознания или правила языка?
- Какова роль априорного в научном познании?
Таким образом, несмотря на долгую историю, вопрос "Что такое априори?" до сих пор далек от окончательного решения.
Критика концепции априори
Несмотря на влиятельность, идея априорного знания подвергалась и подвергается критике. Рассмотрим основные аргументы оппонентов.
Эмпиристская критика
Уже в Новое время эмпиристы отрицали саму возможность априорного знания. Они считали, что все наши представления в конечном итоге происходят из чувственного опыта. Наиболее радикальную позицию занимал Дэвид Юм, полностью отвергавший идею врожденных идей.
Укорененность априорного в опыте
Позитивисты 19-20 веков пытались свести априори к глубоко укоренившимся ассоциациям идей (Дж.С. Милль) или врожденным физиологическим предрасположенностям (Г. Спенсер). Так они стремились "натурализовать" априорное знание, лишив его особого статуса.
Аналитическая редукция априорного
Согласно логическому позитивизму, подлинно априорным является только аналитическое знание, заключенное в значениях терминов. Априори теряет тем самым способность расширять наши знания о мире.
Проблема различения аналитического и синтетического
Одна из наиболее влиятельных критик априори принадлежит У. Куайну. Он утверждал, что само различие между аналитическими и синтетическими суждениям невозможно провести последовательно. А вместе с этим различением рушится и традиционная концепция априорного знания.5
Априори в науке
Другая важная дискуссия касается роли и места априорных структур в научном познании. Этот вопрос интенсивно обсуждается в философии и методологии науки XX-XXI вв.
Априори как условие возможности науки
Ряд мыслителей рассматривают априорные схемы как необходимые условия самой возможности научного исследования. Сюда относятся неокантианцы, а также К. Поппер, утверждавший, что "теории пронизаны априорными элементами".
Историческая изменчивость научного априори
С другой стороны, ряд философов указывают на историческую изменчивость тех самых структур, которые рассматриваются в качестве априорных оснований науки. Как замечает Т. Кун, даже фундаментальные категории и стандарты научного исследования могут радикально меняться при смене парадигм.
Конвенциональный характер научного априори
В свете исторических исследований науки ее априорный фундамент предстает скорее как нечто условное, принятое по соглашению научным сообществом на определенном этапе. При этом сами ученые могут не осознавать такой конвенциональный характер своих предпосылок.
Методологическое априори
Некоторые философы вводят понятие "методологического априори" - совокупности принципов, норм и идеалов, которыми руководствуются ученые в своих исследованиях. Это априори не столько предшествует опыту, сколько предписывает определенные стандарты его организации.
Эвристическая роль априорных схем
Наконец, подчеркивается позитивная эвристическая роль априорных структур в развитии новых научных идей и гипотез. Априорные схемы не только организуют уже имеющийся опыт, но и направляют дальнейший научный поиск.