Потребностно-мотивационная сфера личности: что движет человеком?

Что заставляет нас вставать по утрам и идти на работу? Почему мы принимаем те или иные решения в жизни? В этой статье мы разберем, что представляет собой потребностно-мотивационная сфера личности и как она влияет на поведение человека. Узнаете, откуда берутся мотивы, как они формируются и что именно движет человеком в его поступках.

Определение потребностно-мотивационной сферы личности

Потребностно-мотивационная сфера личности - это совокупность потребностей и мотивов человека, которые побуждают его к определенной деятельности и объясняют направленность его поведения. В эту сферу входят такие психологические образования, как интересы, склонности, убеждения, идеалы, социальные установки и ценностные ориентации личности.

Потребности выступают источником активности человека, заставляя его предпринимать те или иные действия. На основе потребностей формируются мотивы - осознанные побуждения, которые непосредственно влияют на выбор человеком способов действия и поступков для достижения значимых для него целей.

Таким образом, потребностно-мотивационная сфера определяет направление личности, ее ценностные приоритеты и жизненные ориентиры.

Потребности как источник активности человека

Потребность - это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, социальной группы. Потребности человека многообразны и сложны. Они включают:

  • Биологические (витаминные, белковые и прочие)
  • Материальные (потребность в пище, одежде, жилище)
  • Социальные (потребность в общении, самовыражении, признании)
  • Духовные (потребность познания, в идеалах, творчестве)

Потребности вызывают активность человека и придают ей направленность. Они являются главными движущими силами развития личности.

Одна из наиболее известных классификаций потребностей была предложена американским психологом Абрахамом Маслоу.

Классификация потребностей по А. Маслоу

А. Маслоу выделил 5 основных групп потребностей, расположив их в иерархическом порядке:

  1. Физиологические потребности - главные биологические потребности для выживания (в еде, воде, сне, отдыхе).
  2. Потребности в безопасности - стремление к стабильности, уверенности, избеганию опасности.
  3. Социальные потребности - потребность в общении, любви, принадлежности к социальной группе.
  4. Потребности в уважении - стремление к престижу, успеху, одобрению, признанию заслуг.
  5. Потребности в самоактуализации - потребность реализовать свой потенциал, развиваться как личность.

По Маслоу, потребности низших уровней должны быть удовлетворены перед тем, как человек начнет стремиться к высшим потребностям. Например, голодающий вряд ли будет стремиться к творческой самореализации.

Мотивы: определение и виды

Мотив - это то, что побуждает и направляет деятельность человека на удовлетворение определенной потребности. Иначе говоря, мотив - это осознанная потребность.

Основные виды мотивов:

  • Внутренние мотивы, связанные с содержанием и процессом деятельности.
  • Внешние мотивы, не связанные с самой деятельностью (мотивация вознаграждением, избеганием наказания).
  • Положительные мотивы, побуждающие к действию.
  • Отрицательные мотивы, побуждающие к избеганию нежелательных последствий.

Мотивы бывают как осознаваемые, так и неосознаваемые. Человек не всегда отдает себе отчет в истинных причинах своих поступков.

Итак, потребности и мотивы тесно взаимосвязаны и составляют мотивационную сферу личности. Потребности порождают мотивы, которые побуждают человека к деятельности для удовлетворения этих потребностей. Однако соотношение между потребностями, мотивами и деятельностью достаточно сложное.

Рассмотрим это соотношение подробнее.

Люди на совещании

Соотношение потребностей, мотивов и деятельности

Как уже было сказано, мотив не всегда полностью исчерпывается в процессе осуществления деятельности. Нередко по завершении одной деятельности человек переходит к другой, хотя изначальный мотив остается неизменным.

С другой стороны, выполняя одну и ту же деятельность, человек может руководствоваться разными мотивами на разных этапах. Также возможна ситуация, когда при неизменном мотиве меняется сама деятельность.

Наконец, бывают рассогласования между развитием мотива и овладением деятельностью. Иногда мотив формируется быстрее, чем приобретаются навыки деятельности, а иногда - наоборот, сначала осваивается деятельность, а мотивация приходит позже.

Таким образом, мотив - это не просто составляющая деятельности, а элемент сложной мотивационной сферы личности. Давайте рассмотрим некоторые важные особенности этой сферы.

Осознаваемые и неосознаваемые мотивы

Не все мотивы осознаются человеком. Среди неосознаваемых мотивов можно выделить:

  • Установки - готовность воспринимать и действовать определенным образом.
  • Влечения - неопределенные побуждения.
  • Психологические защиты - механизмы, направленные на снижение тревоги и дискомфорта.

Неосознаваемые мотивы также влияют на поведение человека, зачастую в большей степени, чем осознаваемые.

Исследование неосознаваемых мотивов - важнейшая задача психологии мотивации. Осознание истинных мотивов помогает человеку лучше узнать и понять себя.

Итак, мы рассмотрели основные характеристики потребностно-мотивационной сферы личности - то, что движет человеком в его деятельности и поступках. Как видно, эта сфера очень многогранна и может изучаться в разных аспектах.

Далее рассмотрим более подробно некоторые вопросы, связанные с формированием мотивационной сферы личности.

Формирование мотивационной сферы личности

Как уже отмечалось, мотивационная сфера формируется в процессе взаимодействия человека с другими людьми и обществом. Рассмотрим некоторые ключевые факторы, влияющие на ее развитие.

Влияние социальных общностей

Любой человек входит в различные социальные группы - семью, учебный или трудовой коллектив, круг друзей и т.д. Ценности и нормы этих общностей во многом определяют мотивационную сферу личности.

С возрастом круг общностей, к которым принадлежит человек, расширяется, что приводит к усложнению и изменению мотивационной сферы.

Влияние социальных институтов

На мотивы человека существенно влияют такие социальные институты, как семья, религия, СМИ, система образования. Они транслируют определенные ценности, установки и образцы поведения.

Например, школа формирует мотивы достижения, соревновательности, стремление к знаниям.

Исторический и культурный контекст

На мотивацию личности влияют ценности, господствующие в данном обществе в конкретный исторический период. Например, в эпоху социализма в СССР культивировались коллективизм, альтруизм, готовность к самопожертвованию.

Также существуют культурные различия в значимости тех или иных мотивов. Например, в западных культурах больше ценится индивидуализм.

Иерархия мотивов и доминирующие мотивы

Мотивационная сфера имеет иерархическое строение. В ней есть главные, доминирующие мотивы, которые подчиняют себе другие мотивы.

Доминирующие мотивы относительно устойчивы и определяют направленность личности. Например, мотив достижения, альтруизма, власти.

При конфликте мотивов человек обычно поступает в соответствии с доминирующим мотивом, который имеет наибольшую побудительную силу.

Мотивация и самосознание личности

Хотя мотивация во многом определяет поведение человека, сам он не всегда осознает свои истинные мотивы. Самопознание несовершенно.

Часто люди видят в человеке скрытые мотивы, которых он сам в себе не замечает. Это связано с работой психологических защит.

Осознание своих мотивов требует серьезной внутренней работы и помогает личностному росту.

Женщина работает дома

Установки как неосознаваемые побуждения

Рассмотрим подробнее роль установок в мотивационной сфере личности.

Установка - это готовность воспринимать, думать и действовать определенным образом. Установки формируются на основе прошлого опыта и влияют на отношение человека к различным явлениям.

В структуре установки выделяют:

  • Когнитивный компонент - образ восприятия;
  • Аффективный компонент - эмоциональная оценка;
  • Поведенческий компонент - готовность действовать.

Особенно сильное влияние на поведение оказывают фиксированные установки. Они отличаются устойчивостью, эмоциональной окраской и трудно поддаются изменению.

Установки действуют на уровне подсознания и влияют на восприятие информации. Человек склонен замечать факты, подтверждающие установку, и игнорировать противоречащие ей.

Внутренняя и внешняя мотивация

По происхождению мотивы делятся на внутренние и внешние.

Внутренняя мотивация исходит от самой деятельности, которая привлекательна и интересна для человека. Она основана на положительных эмоциях - радости, удовольствии.

Внешняя мотивация связана с внешними обстоятельствами - вознаграждением или наказанием. Она менее устойчива, так как исчезает вместе с внешним фактором.

Мотивационные конфликты

В мотивационной сфере личности возможны конфликты между противоречивыми мотивами.

Это состояние характеризуется внутренним напряжением, сомнениями в выборе решения. Разрешение мотивационных конфликтов важно для личностного роста.

Мотивация достижения

Одним из важнейших мотивов является мотивация достижения - стремление к успеху, совершенствованию, реализации трудных целей.

Люди с сильной мотивацией достижения обычно наиболее успешны в карьере и личной жизни. Этот мотив можно и нужно развивать.

Мотивация аффилиации

Мотивация аффилиации проявляется в стремлении к установлению дружеских отношений с окружающими, принадлежности к группе. Для таких людей важны теплые межличностные связи.

Этот мотив тоже играет важную роль в жизни человека, дополняя мотивацию достижения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество