Более 30 лет назад в Омске начали строить метро. Почему город до сих пор остается без подземки? Давайте разберемся в хронологии событий и выясним, какие факторы повлияли на то, что уникальный проект так и не был завершен. Эта история полна драматических поворотов.
Зарождение идеи метро в Омске (1960-е годы)
Идея создания метрополитена в Омске зародилась еще в 1960-х годах. Город активно развивался, росла численность населения, увеличивалась потребность в транспортных перевозках. Из-за большой протяженности Омска и недостаточной ширины улиц использовать наземный транспорт было затруднительно.
Планировалось, что метро свяжет центр города с промышленным районом, а также можно будет добираться с одного берега реки Иртыш на другой.
По первоначальному плану, омский метрополитен должен был состоять из 4 линий общей протяженностью более 80 км.
Первые проекты и планы строительства (1970-1980-е годы)
В 1970-1980-х годах проводились проектные работы и составлялись подробные схемы будущего омского метро. Было принято решение о строительстве первой очереди из 8 станций вдоль правого берега Иртыша.
- Изначально планировалось открыть метро к 1997 году.
- Затем сроки неоднократно переносились на 2008-й, 2021-й, 2015-й.
В 1986 году был объявлен конкурс по оформлению первых 6 станций Омского метрополитена.
Начало реализации проекта при советской власти (1986-1991)
Непосредственно строительство метро в Омске стартовало в 1990 году уже при советской власти. Однако из-за начавшегося политического и экономического кризиса в стране работы поначалу шли не слишком активно.
Тем не менее, проект был поддержан на всесоюзном уровне и получил финансирование из Москвы.
Стройка в условиях кризиса 1990-х годов
В 1990-е годы, несмотря на экономические трудности, строительство омского метро продолжалось, однако из-за хронического недофинансирования темпы были очень медленные.
К началу 2000-х годов удалось возвести лишь часть необходимых сооружений и объектов.
Возобновление работ в 2000-х при поддержке властей
В 2000-е годы при поддержке властей Омской области работы по сооружению метрополитена активизировались. Были выделены значительные средства из бюджета.
- В 2005 году открыт метромост через Иртыш для автомобильного и будущего метродвижения.
- К 2008 году практически завершено строительство первой очереди из одной станции «Библиотека имени Пушкина».
Планируемая дата запуска метро | 1997 год |
Фактический срок открытия первого участка | 2008 год |
Однако движение поездов так и не было запущено.
Финансовые трудности и остановки (2008-2012)
Начавшийся в 2008 году экономический кризис вновь негативно сказался на реализации проекта омского метро. Произошло резкое сокращение финансирования, из-за чего темпы строительства замедлились.
За 5 лет удалось завершить лишь четверть запланированного объема работ по первой очереди.
В 2012 году очередное выделение 1 млрд рублей из федерального бюджета позволило частично активизировать строительство.
Последние попытки активизировать строительство (с 2011 г.)
Начиная с 2011 года предпринимались попытки возобновить работы по сооружению омского метро. Были завершены отдельные участки тоннелей, однако масштабного продвижения проекта достичь не удалось.
Причины заморозки проекта метро в Омске (с 2018 г.)
В 2018 году было принято решение о заморозке строительства омского метрополитена. Что послужило причиной такого шага?
- Недостаток финансирования: нужно было 34,5 млрд рублей для завершения первой очереди
- Сомнения в окупаемости и рентабельности данного проекта
- Приоритет отдан развитию наземного транспорта в городе
На консервацию объектов незавершенного строительства было потрачено свыше 12 млрд рублей.
Споры об эффективности и окупаемости омского метро
В последние годы активно обсуждается вопрос, насколько целесообразно продолжать реализацию проекта метрополитена в Омске.
По подсчетам экспертов, на завершение строительства потребуется как минимум 24 млрд рублей, которые вряд ли окупятся за счет пассажирских перевозок.
С другой стороны, уже вложенные в метро средства исчисляются десятками миллиардов. Почему в Омске не достроили метро? Возможно, главная причина – экономическая неэффективность.
Идеи интеграции недостроенного метро в наземный транспорт
В последнее время все чаще поднимается вопрос об использовании уже возведенных, но не задействованных объектов омского метрополитена для нужд наземного общественного транспорта.
- часть тоннелей планируют отдать под трамвайные линии
- развитие сети скоростных наземных электричек
Такой подход может позволить частично компенсировать вложенные в строительство средства.
Современное использование построенного объекта метро
Единственная достроенная станция омского метро «Библиотека имени Пушкина» в настоящее время используется как обычный подземный пешеходный переход.
Кроме того, здесь проводятся тематические выставки и реализуются социокультурные проекты при поддержке гранта Владимира Потанина «Музей – сила места».
Варианты дальнейшей судьбы омского метрополитена
Что же будет дальше с недостроенным омским метро? Рассмотрим несколько возможных сценариев развития событий.
- Финансирование возобновится и метро все-таки достроят
- Объекты будут использованы для наземного транспорта
- Проект метро окончательно «похоронят»
Почему в Омске до сих пор нет полноценного метрополитена? Для ответа на этот вопрос давайте проанализируем возникшие проблемы и их причины более детально.
Нехватка средств на строительство омского метро
Одной из ключевых проблем, из-за которых до сих пор не удалось завершить проект метро в Омске, является хронический недостаток финансирования.
Ни у города, ни у региона просто нет требуемых десятков миллиардов рублей для строительства подземки.
Федеральный центр также не считает этот проект приоритетным, поэтому выделяет лишь небольшие транши на поддержание уже возведенных объектов.
Низкий приоритет проекта метро для властей
Другая важная причина, почему в Омске до сих пор не достроили метро – недостаточно высокий приоритет этого проекта для федеральных и региональных властей.
- В последние годы акцент сделан на развитие наземного транспорта
- Метро считают нецелесообразным для города-миллионника
Поэтому шансы на скорое завершение строительства омской подземки крайне малы.
Сложные геологические условия
Реализацию проекта омского метрополитена также осложняют сложные инженерно-геологические условия в районе строительства.
- Высокий уровень грунтовых вод
- Неустойчивые грунты
Эти факторы затрудняют и удорожают проходку подземных выработок и тоннелей.
Несогласованность действий различных ведомств
Еще одна проблема, из-за которой стройка затянулась на десятилетия, - отсутствие четкого понимания, какие именно госструктуры должны финансировать метро в Омске.
Длительное время вопрос с «размытой» ответственностью мешал нормальному ходу работ.
Такая несогласованность действий различных федеральных и региональных ведомств также негативно сказывается на продвижении проекта.
Недостаточное внимание общественности
При всех экономических и политических факторах, стоит отметить и низкую степень вовлеченности в этот вопрос самого омского общества.
Массовых акций в поддержку скорейшего завершения строительства подземки практически не было. А без общественного запроса власти и не спешат форсировать этот проект.
Необходимость комплексного подхода к решению проблемы
Очевидно, что причины, по которым до сих пор не удалось завершить строительство омского метрополитена, носят комплексный характер.
Для того, чтобы полноценно возобновить реализацию этого масштабного инфраструктурного проекта, нужен системный подход, учитывающий весь спектр возникших сложностей.
Поиск дополнительных источников финансирования
Необходимо искать возможности привлечения средств из различных источников - как государственных, так и частных.
В том числе, стоит рассмотреть механизмы государственно-частного партнерства при достройке уже существующих объектов метрополитена.
Повышение экономической эффективности проекта
Необходима дополнительная проработка технико-экономических параметров проекта - с тем, чтобы сделать его максимально экономически оправданным и окупаемым.
Систематизация нормативно-правовой базы
Требуется четко определить полномочия и зоны ответственности всех ведомств и структур, причастных к финансированию и реализации данного проекта.
Повышение общественного интереса
Необходимо инициировать публичную дискуссию, привлекая внимание СМИ и населения к проблеме недостроя метрополитена.
Активное участие горожан может стать дополнительным стимулом для властей заняться реанимацией этого инфраструктурного проекта.
Комплексный подход - залог успеха
Только системное решение в рамках единой программы, учитывающей весь спектр имеющихся проблем и ограничений, сможет «расколдовать» ситуацию с долгостроем омской подземки.
Варианты компромиссных решений
Учитывая все сложности реализации изначальной концепции полноценного метрополитена в Омске, имеет смысл рассмотреть и некоторые компромиссные варианты.
Легкое метро
Один из вариантов - использование более дешевых и простых в строительстве технологий для создания легкого наземного или надземного метро.
Трамвай-скоростной трамвай
Еще одна идея, которая уже озвучивается - конвертация отдельных линий и объектов метрополитена под скоростной трамвай или же городскую электричку.
Автоматизация и цифровизация
Применение современных IT-решений позволит снизить стоимость эксплуатации транспортной системы за счет автоматизации ряда функций.
Гибридные схемы
Возможно использование комбинированных схем, предполагающих создание отдельных фрагментов подземных линий в наиболее "проблемных" с транспортной точки зрения районах города.
Поиск оптимального решения
Необходим тщательный анализ и моделирование различных вариантов модернизации транспортной инфраструктуры Омска - с тем, чтобы найти оптимальное с точки зрения эффективности и реализуемости решение.