Что такое репарация и контрибуция, и чем они отличаются

Наложение контрибуций или репараций на побежденную сторону по окончании военных конфликтов - распространенная в истории практика. Но имеет ли она моральное право на существование сегодня и можно ли ее оправдать?

Чем контрибуция отличается от репарации

Контрибуция и репарация - два схожих, но не тождественных понятия. Оба они представляют собой форму выплаты государством-агрессором компенсации стране, которая пострадала в результате военных действий. Однако есть несколько принципиальных различий между этими терминами:

  • Контрибуция накладывается на проигравшее государство победителем, в то время как репарации выплачиваются страной-агрессором государству, подвергшемуся нападению. Таким образом, контрибуцию может устанавливать любая победившая сторона, даже если она сама была зачинщиком войны. А репарации полагаются только жертве агрессии со стороны обидчика.
  • Контрибуция нацелена главным образом на возмещение расходов победителя на ведение военных действий. Репарации же должны компенсировать материальный ущерб, нанесенный жертве агрессии. Поэтому суммы контрибуций обычно значительно выше, чем репараций.
  • В современном международном праве контрибуции считаются незаконными и не могут налагаться по итогам войны. Репарации же разрешены и регулируются нормами международного права. Их суммы и условия выплаты обговариваются в мирных договорах.

Несмотря на различия, оба этих термина имеют общую суть - обязательства государства-агрессора или проигравшей стороны компенсировать ущерб, нанесенный противоположной стороне в войне. Но если контрибуции носили произвольный, карательный характер, то репарации должны быть соразмерны реальному ущербу и основываться на принципах справедливости.

Исторически контрибуции появились значительно раньше репараций. Первые упоминания о контрибуциях относятся еще к античным временам, когда победившие в войнах государства облагали данью побежденные народы и территории. В Средние века и Новое время контрибуции также широко применялись после военных кампаний.

А вот репарации как понятие международного права закрепились лишь после Первой мировой войны. Впервые репарации в современном понимании были установлены Версальским мирным договором 1919 года для Германии как страны, развязавшей войну. С тех пор репарации стали основной законной формой послевоенных компенсаций.

Таким образом, можно резюмировать, что репарации - это узаконенная в международном праве форма компенсации ущерба жертве агрессии со стороны обидчика. А контрибуции - устаревшая практика произвольных поборов победителем с побежденного, сейчас запрещенная нормами международного права.

Немецкая делегация подписывает Версальский мирный договор в 1919 году

История применения контрибуций в войнах

Контрибуции, или взимание дани с побежденных народов, имеют давнюю историю. Еще в Древнем мире завоеватели облагали покоренные территории данью и контрибуциями.

Так, после победы Рима над Понтийским царством в 86 году до н.э. царь Митридат VI по условиям мирного Дарданского договора должен был выплатить римлянам контрибуцию в размере 3000 талантов и предоставить 80 кораблей.

В Средние века контрибуции продолжали активно применяться. Например, в 679 году византийский император Константин IV вынужден был заплатить дань болгарскому хану Аспаруху после военного поражения.

В эпоху Нового времени контрибуции становятся важным элементом ведения войн в Европе. Они позволяли возмещать расходы на военные кампании и обогащать казну государства-победителя.

Особенно широко контрибуции использовались в XVIII-XIX веках во время многочисленных войн эпохи Наполеоновских и Коалиционных войн. Наполеон активно облагал контрибуциями побежденные им страны, получив с 1795 по 1815 год от них в общей сложности более 500 миллионов франков золотом.

В ответ на это после поражения Наполеона в 1815 году союзники по Седьмой антифранцузской коалиции наложили на Францию контрибуцию в размере 700 миллионов франков - по тем временам огромную сумму.

В XIX веке контрибуции продолжали активно применяться в европейских войнах. Так, по итогам Австро-прусской войны 1866 года Пруссия вынудила Австрию заплатить контрибуцию в 20 миллионов прусских талеров.

А после франко-прусской войны 1870-1871 годов Германия наложила на Францию контрибуцию в 5 миллиардов золотых франков - по тем временам совершенно колоссальную сумму, в 10 раз превышавшую контрибуцию 1815 года.

Такие огромные контрибуции нередко подрывали экономику побежденных стран и становились причиной новых военных конфликтов. Поэтому в начале XX века в международном праве появляется тенденция к ограничению произвольных контрибуций и замене их более справедливыми репарациями.

После Первой мировой войны контрибуции были формально отменены Версальским мирным договором 1919 года и заменены репарациями для Германии как страны, развязавшей войну.

Тем не менее, практика контрибуций еще некоторое время использовалась. Так, по Брестскому миру 1918 года Советская Россия обязалась выплатить Германии и ее союзникам контрибуцию в размере 6 миллиардов марок. Эти условия были аннулированы после победы Советской власти в Гражданской войне.

После Второй мировой войны в 1947 году мирные договоры с бывшими союзниками фашистской Германии окончательно закрепили принцип недопустимости контрибуций, заменив их репарациями. С тех пор контрибуции более не применялись в отношениях между государствами.

Запрет контрибуций и переход к репарациям

Хотя контрибуции активно применялись в европейских войнах на протяжении столетий, к началу XX века все больше стали проявляться тенденции к ограничению этой практики и замене контрибуций более справедливыми репарациями:

  1. Колоссальные по размерам контрибуции, накладываемые на проигравшие страны, нередко подрывали их экономику и вызывали обострение социальных проблем, провоцируя новые конфликты.
  2. В общественном мнении усиливались настроения против несправедливости и карательного характера контрибуций, которые часто накладывались на страны, ставшие жертвой агрессии, а не зачинщиками войны.
  3. Стремительное развитие международного права привело к необходимости юридически регламентировать послевоенные компенсации и сделать их более справедливыми.

Первые попытки ограничить произвольные контрибуции предпринимались еще в XVIII-XIX веках в двусторонних договорах отдельных стран. Но по-настоящему этот процесс развернулся в конце XIX - начале XX века в ходе мирных конференций в Гааге и формирования международного гуманитарного права.

Важным шагом стала Гаагская конвенция 1899 года, которая впервые юридически ограничила произвольное наложение контрибуций, установив следующие правила:

  • контрибуция может взиматься лишь на основании ясно выраженного решения компетентных органов противной стороны;
  • деньги, выплачиваемые в качестве контрибуции, должны поступать в казну, а не частным лицам;
  • контрибуция по возможности должна выплачиваться не в деньгах, а в виде поставок товаров, необходимых армии.

Эти нормы были дополнительно расширены в Гаагской конвенции 1907 года.

Важным этапом в ограничении контрибуций стал Версальский мирный договор 1919 года по итогам Первой мировой войны. Этим договором контрибуции были формально отменены и заменены репарациями для Германии как страны, развязавшей войну.

Репарации отличались от контрибуций тем, что:

  • их размер должен был компенсировать реальный материальный ущерб, а не произвольно устанавливаться победителем;
  • они выплачивались не просто победившей стороне, а конкретно пострадавшей от агрессии стране;
  • условия репараций регулировались нормами международного права и прописывались в мирных договорах.

Таким образом, репарации носили более цивилизованный и справедливый характер по сравнению с контрибуциями. Хотя на практике и с репарациями были связаны многие проблемы и злоупотребления.

После Второй мировой войны вопрос о контрибуциях был закрыт окончательно. Статья 19 Устава ООН 1945 года запретила угрозу силой для получения преимуществ любого рода. А в 1947 году были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками фашистской Германии, окончательно закрепившие принцип недопустимости контрибуций и установившие репарации.

В дальнейшем нормы международного гуманитарного права, в частности Женевские конвенции 1949 года, полностью запретили взимание военных контрибуций.

Таким образом, в ходе исторического развития в XX веке контрибуции были вытеснены более справедливым механизмом репараций, а затем и вовсе запрещены международным правом. Эта эволюция стала важным шагом в становлении современного международного правопорядка, основанного на принципах гуманизма и справедливости.

подписание договора

Современное состояние вопроса репараций после войн

В настоящее время в международном праве установлен запрет на взимание каких-либо контрибуций после вооруженных конфликтов. Практика контрибуций признана несовместимой с принципами современного международного правопорядка.

Что касается репараций, то это по-прежнему один из инструментов послевоенного урегулирования, который используется и в наши дни. Однако подходы к репарациям претерпели существенную эволюцию:

  1. Суммы репараций стараются устанавливать, исходя из реального ущерба, нанесенного агрессией, а не завышать их в карательных целях, как это нередко делалось после Первой и Второй мировых войн.
  2. Больше внимания уделяется не столько денежной компенсации, сколько мерам по восстановлению разрушенной инфраструктуры и экономики пострадавших стран. Например, путем поставок оборудования, технологий, гуманитарной помощи.
  3. Все чаще репарации выплачиваются не государствами, а из специально создаваемых международных фондов или программ восстановления по линии ООН.

Так, после войны в Персидском заливе 1991 года Совет Безопасности ООН создал специальную программу для компенсации ущерба Кувейту и другим пострадавшим странам за счет экспорта иракской нефти.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.